Если говорить о новых санкциях США против России, стоит отметить несколько аспектов. Прежде всего, стоит отметить реакцию из Москвы в ответ на санкции. Она выглядит довольно нервозной, взять хотя бы заявления о том, что Россия применит против США контр-санкции, что звучит смешно.
Следующий момент – в новых санкциях, о которых идет речь, связаны напрямую со Скрипалями и применением Россией химического оружия, есть технические ограничения, при этом, достаточно жесткие. Они касаются не только компонентов химического оружия, а очень широкого круга технологий, сотрудничества, поставок, которые могут быть использованы вообще при создании продуктов двойного использования. То есть, идет речь о продуктах производства, которые могут быть использованы как в гражданском, так и в военном.
Это очень серьезный удар, который может быть нанесен России. Один из предварительных ударов уже заблокировал программу в Арктике, потому что у России нет таких технологий, которые есть у США. Так что, в этом случае, технологический удар можно сравнивать с таким, который был в свое время применен против Советского Союза.
Кроме того, за этими санкциями кроется еще один нюанс – было сказано, что США будут применять санкционные процедуры и свое влияние на фирмы, которые находятся не в США, а в других странах мира, которые будут нарушать нормы американских санкций. То есть, Америка предупредила своих европейских партнеров, и в том числе, что у нее есть определенная защита от Китая; а кроме того, что может быть серьезное обострение в экономическом процессе. И здесь, скорее всего, будет присутствовать нарастающий эффект, потому что иметь дело с министерством экономики, откровенно говоря, никто не желает. Ведь все понимают, что министерство отвечает за санкционные процедуры и оно может очень оперативно их ввести.
Еще один аспект, который является довольно болезненным для российской элиты. Эти санкции пока не вводятся против персоналий, но новый пакет также затрагивает ряд российских олигархов, приближенных к Путину. Это очень болезненный удар, потому что в данном случае будут заморожены его финансы, прикрытые просто другими именами.
Эта волна санкций не является тотальной. Она определялась изначально как санкции из-за определенного случая, поэтому они являются ограниченными по своему процедурному характеру, но они уже сами по себе являются довольно болезненными.
Не стоит забывать и о политическом аспекте, который также является довольно болезненным. Санкции вводятся непосредственно после встречи Дональда Трампа и Владимира Путина. Встречи, на которую Путин возлагал просто колоссальные надежды. Но судя по всем обстоятельствам, встреча для него оказалась провальной. Санкции являются жирной точкой на надеждах России.
Тарас Чорновил / Корреспондент.net