Название «Оппозиционный блок» говорит само за себя. Это объединение должно было стать главным непримиримым оппонентом нынешней власти в парламенте после революции, – пишет Кристина Бердинских для Нового времени. – Но после выборов 2014 бывшие соратники Виктора Януковича пошли путем непубличных переговоров и договоренностей с властью. В итоге оппозицию в Раде представляют бывшие члены коалиции, а «Оппозиционный блок» громко о себе заявляет разве что в эфире телеканала «Интер», который и принадлежит лидерам политсилы.
Например, в этом году разразился скандал вокруг высказываний ведущих «Интера» на концерте в честь 9 мая. Они сказали, что нельзя позволять, чтобы улицы украинских городов называли именами фашистских преступников. За эти слова, по мнению Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, разжигающие вражду, «Интер» оштрафовали на 4 миллиона гривен.
Но в сессионном зале 43 депутата «Оппозиционного блока» работают тихо и без скандалов. Сам же «Оппозиционный блок» – это структура, состоящая из различных политических и финансовых групп. Одна из них ориентируется на Сергея Левочкина, Дмитрия Фирташа и Юрия Бойко. Другая – на самого богатого украинца Рината Ахметова. И еще небольшая группа соратников кума Путина Виктора Медведчука.
Во всех этих группах, в принципе, есть кандидаты на президентский пост. В группе Левочкина – это, бесспорно, Юрий Бойко. Ахметов много лет поддерживал и продвигал Александра Вилкула. Соратники Медведчука есть в «оппозиционном блоке», но ближайший к нему Вадим Рабинович из партии «За жизнь», демонстрирующий отдельную игру.
И эта партия, к которой присоединился Нестор Шуфрич, тоже член «Оппозиционного блока», с помощью телевидения и выступлений Рабиновича, имеет неплохой рейтинг. На уровне показателей «Оппозиционного блока».
Левочкину-Бойко откровенно не нравится группа Медведчука, а группа Ахметова время от времени имеет претензии к группе Левочкина-Бойко. Но что отличает «Оппозиционный блок» от других фракций? Члены блока могут даже ненавидеть друг друга, и перед выборами сесть за стол переговоров и договориться о квотах, деньгах, партийной кассе и кандидатах.
И так было всегда. В 2009 году между Шуфричем и Левочкиным даже произошла драка, но и дальше эти политики шли в одном партийном списке. Вот и сейчас в «Оппозиционном блоке» начались разговоры о едином кандидате на пост президента и единой большой оппозиционной партии. Главная же цель – это реванш.
Юрий Бойко уже ушел в телевизионное наступление. В эфире «Интера» в рекламных паузах он обещает остановить войну и восстановить экономику. Бойко как раз тот, кто знает, каким образом «восстанавливала» экономику «Партия регионов» и Виктор Янукович. Это закончилось революцией.
К тому же, фамилия этого кандидата до сих пор ассоциируется с одной из самых наглых коррупционных афер Януковича – закупкой вышек Бойко. Правда, после революции, никаких подозрений Генеральная прокуратура ему так и не выдвинула.
Бывший генпрокурор Виктор Шокин не подписал подозрение по делу сжиженного газа, а Юрий Луценко, раскрывая информацию о ходе следствия по известным вышкам, сказал, что сегодня нет прямых доказательств того, что Бойко был знаком с этой преступной схемой.
Еще один телевизионный канал, где можно часто увидеть Юрия Бойко – «Прямой». Этот телеканал связывают с президентской командой. И там лидер «Оппозиционного блока» появляется не просто так. Бойко – удобный кандидат для второго тура для Порошенко, и лучше давать эфиры ему, чем Тимошенко.
Тем более, самому Бойко президентская должность не очень и нужна. Хорошие показатели на президентских выборах и выход во второй тур – это блестящая комбинация накануне парламентских выборов, куда «Оппозиционный блок» рассчитывает завести гораздо больше депутатов, чем прежде.
И в этой ситуации меня снова удивляет цинизм украинских политиков. Сейчас президентская команда пытается выставить Тимошенко почти пророссийским кандидатом, при этом спокойно давая телевизионное время Бойко.
Но вернемся к общим делам «Оппозиционного блока». Главная задача – это уговорить Рабиновича, а следовательно и Медведчука, поддержать единого кандидата на президентских выборах. Это вполне реальная задача. А вот процесс объединения в единую партию может длиться дольше и сложнее. «За жизнь» пока имеет такие же шансы пройти в Раду, как и «Оппозиционный блок».
И шансы на большое партийное слияние есть, ведь, как я говорила ранее, эта политическая сила умеет отказываться от эмоций. Там действует только холодный, четкий и денежный расчет.