Правительство Греции решило выслать из Афин двух российских дипломатов. На первый взгляд, эта новость может показаться странной. Правительство Греции – один из тех европейских кабинетов, который всегда старался поддерживать тёплые отношения с Москвой, пишет Виталий Портников для Эспрессо.
Победу партии действующего премьер-министра Алексиса Ципраса на парламентских выборах в России в своё время воспринимали как одно из главных политических достижений на Балканах и в Европе в целом. Активисты этой партии известны своими тёплыми контактами с Кремлём, совместной работой с Российским институтом стратегических исследований. Что же могло произойти, что заставило Афины пойти на публичный конфликт с Москвой?
Кремль решил помешать осуществлению одного из самых важных свершений в политической карьере Алексиса Ципраса – урегулированию конфликта с соседней Македонией. Афины и Скопье пришли к историческому согласию относительно изменения конституционного названия этой страны на Республику Северная Македония. Именно осуществлению этой договоренности и пытались помешать высылаемые российские дипломаты.
И это только один из аспектов их деятельности. Среди прочих называют попытки расширить влияние в православной церкви (очевидно, актуально накануне рассмотрения вопроса об украинской автокефалии) – как в ее местных структурах, так и на горе Афон, этом оплоте традиционалистов.
Но вмешательство в церковные дела Ципрас еще мог бы стерпеть. А вот попытки сорвать договоренности с Македонией – удар по больному месту. Тем более, что Москва активно действует и в самой Македонии. Посольство России в этой стране – самый настоящий штаб дестабилизации и антиправительственной деятельности, оттуда нужно высылать не двух дипломатов, а сразу всех.
Кремль пытается использовать бывшую правящую партию ВМРО-ДПМНЕ, руководство которой активно сопротивляется договоренностям с Грецией. Действует через пророссийского президента Георги Иванова, обязанного своей политической карьерой одному из лучших друзей Москвы, бывшему премьеру Николе Груевскому. Но Македонии оказалось недостаточно. В Грецию тоже полезли.
И понятно почему. Окончательное одобрение греческо-македонских договоренностей открывает Македонии двери в НАТО и Европейский Союз, превращает перемены в этой балканской стране в необратимые, исключает возможность системного российского влияния на власти Македонии. В том числе и в вопросе о строительстве альтернативных газопроводов, которые необходимы Москве для изоляции Украины.
Именно поэтому в России решили не выбирать методов и оскорбили самолюбие своего давнего союзника Алексиса Ципраса. Возможный конфликт с Афинами показался ерундой по сравнению с возможной потерей влияния в Македонии и на Западных Балканах в целом.