Несмотря на попытки одного из наших западных соседей воспользоваться случаем и решить свои геополитические интересы, Украина продолжает последовательно и уверенно двигаться в направлении НАТО, пишет Руслан Рудомский для Depo.ua.
После победы Революции достоинства Украина официально провозгласила путь в НАТО одним из приоритетных в своей внешней политике. Вместе с тем, украинская власть затеяла целый ряд реформ – в самых разных областях, казалось бы, не связанных с обороной. Однако иного мнения оказались наши соседи – власти Венгрии усмотрели в украинской образовательной реформе «зраду» своих геополитических интересов и развернули целую кампанию травли Украины на внешней арене, в частности по линии НАТО.
При этом министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто постоянно подчеркивает, что «защита прав нацменьшинств – главный фокус для венгерской внешней политики», ставя тем самым собственные интересы выше интересов коллективной безопасности.
То, что Венгрия использует свой евроатлантический статус для решения своих меркантильных интересов, стало окончательно очевидным 25 мая 2018 года, когда генсеку Североатлантического альянса Йенса Столтенберга поступило официальное обращение Венгрии о пересмотре политики Альянса относительно Украины.
Речь идет о документе под названием «Меморандум: Инициатива создания новой политики НАТО в отношении Украины», который был одобрен на торжественном первом заседании обновленного правительства Венгрии во главе с Виктором Орбаном.
Этот документ был разослан руководству Альянса и всем государствам-союзникам. В нем венгерское правительство пыталось доказать, что «реформирование Украины провалилось».
«Украинское государство ослабло до того, что теперь оно не способно выполнять свои базовые обязательства, в том числе обеспечивать верховенство права и осуществлять эффективное экономическое, социальное и политическое управление», – говорилось в документе.
Правительство Орбана также подчеркивало, что Украина не достигла успеха «несмотря на беспрецедентный уровень политической поддержки и финансовой помощи» и теперь «представляет опасность для соседей». На этом основании Будапешт предлагал пересмотреть поддержку, которую НАТО оказывает Украине.
Вместе с тем, в этом же документе отмечалось, что Будапешт готов отказаться от всех своих обвинений, если Украина не будет применять языковую норму образовательного закона для венгерского меньшинства на Закарпатье.
То есть, Венгрия фактически прибегла к шантажу Североатлантического альянса с целью получения личной выгоды.
Правда, на перспективы членства Украины в НАТО такая позиция Венгрии вряд ли повлияет – нам стоит больше заниматься реформами собственной армии. НАТО на разных уровнях регулярно подчеркивает, что поддерживает территориальную целостность Украины, которая была серьезно нарушена и заявляет, что двери НАТО для Украины открыты – надо только систематизировать свои вооруженные силы с соответствующими стандартами.
Кроме того, в самом НАТО уже не скрывают своего недовольства и даже раздражения поведением Венгрии, как таким, которое препятствует конструктивной работе Альянса. Будапешту недвусмысленно дают понять, что защита нацменьшинств и вопросы безопасности (стран-партнеров) – это вопросы, которые лежат в разных плоскостях и что неправильно решать свои собственные геополитические интересы, злоупотребляя евроатлантическим статусом.
Государства-члены НАТО еще в декабре прошлого года официально выразили свое несогласие с действиями Венгрии в отношении блокирования евроатлантических инициатив Украины из-за закона об образовании. То есть, в той или иной мере моральная поддержка Украины со стороны НАТО уже озвучена и зафиксирована.
И, похоже, до Венгрии, наконец, начинает доходить вся ошибочность и бесперспективность ее поведения. По крайней мере, 22 июня министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что Венгрия уже не требует от Украины безусловного отказа от ныне действующей редакции языковой нормы закона об образовании.
«Мы не пытались дискутировать о том, как закон сделает более эффективным изучение украинского языка. Мы лишь просим о том, чтобы это не мешало интересам венгероязычные меньшинства. Это – наша единственная просьба», – «включил заднюю» венгерский министр во время посещения Закарпатья.
Теперь Венгрия отмечает только на выполнении двух ключевых пунктов рекомендации Венецианской комиссии: отсрочка «языковой статьи» закона «Об образовании» до 2023-го года и нераспространения действия этого закона на частные школы. Что, в принципе, является приемлемым для Украины.
При этом Венгрия четко дала понять, что авансом менять свою позицию относительно Украины и НАТО не собирается – только после выполнения Украиной озвученных двух требований.
Вместе с тем, давление международного сообщества на Венгрию продолжается, и кто знает – чем это все завершится. Не исключено, что Украине действительно придется пойти на определенные уступки, а может случиться и такое, что США, как главный лоббист интересов Украины в НАТО, а также генсек Альянса Йенс Столтенберг, который не скрывает своих симпатий к Украине, дожмут Венгрию в этом вопросе и Украина останется при своих интересах.
Ведь, ни для кого не является тайной, да и в НАТО это не раз косвенно подтверждали, что Украина нужна Североатлантическому альянсу не меньше, чем НАТО нужен Украине. Ведь, во-первых, Украина является своеобразным щитом цивилизованной Европы с Востока, а во-вторых, Украина для НАТО является неким полигоном для отработки новых тактических, военных, радиотехнических и других идей и решений.
То есть, сотрудничая с Украиной и поддерживая Украину, натовцы сами приобретают колоссальный опыт. И, судя по всему, руководство Альянса это интересует больше, чем меркантильные интересы одного из своих членов, который имеет задолженность по уплате членских взносов и не придерживается стандартов НАТО по расходу процентов ВВП на оборону, зато пытается спекулировать своим членством в Альянсе.
По крайней мере, тот факт, что президент Украины Петр Порошенко, несмотря на сопротивление Венгрии, примет участие в саммите НАТО в Брюсселе 11-12 июля, много о чем говорит. Также генсек НАТО Йенс Столтенберг лично пригласил президента Украины принять участие в заседании Североатлантического Совета НАТО на уровне глав государств и правительств, что ранее также неоднократно блокировала Венгрия.
Так, несмотря на венгерские палки в колесах, Украина не словом, а делом продолжает систематический движение в Североатлантический альянс.
На этом пути в декабре 2014-го года Верховная Рада Украины внесла изменения в два закона, отказавшись от внеблокового статуса государства, а 6 июня 2016-го года президент Украины ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 20 мая 2016-го года «Стратегический оборонный бюллетень Украины», в котором прописаны основные направления реализации военной политики Украины и развития сил обороны до конца 2020-го года, в частности четко определено направление движения к НАТО. Ну а 21 июня 2018-го года Верховная Рада Украины приняла закон «О национальной безопасности», приведя тем самым в соответствие к стандартам НАТО юридические нормы о нацбезопасность и оборону.
Как показывает развитие событий, для НАТО эти реальные шаги украинской власти весят намного больше, чем ультиматумы власти венгерской.