Украине не стоит всерьез воспринимать слова президента США Дональда Трампа о «российском» Крыме. Что касается вопроса денуклеаризации Северной Кореи, то здесь решающую роль играет Китай. Что интересно, на данный процесс совсем не влияет Кремль.
О том, как Трамп подыгрывает Владимиру Путину, об эффективном способе принудить РФ к миру и том, почему Россия не пойдет большой войной против Украины сразу после футбольного чемпионата мира, в интервью Апострофу рассказал российский политолог и публицист Андрей Пионтковский.
— Президент США Дональд Трамп на встрече лидеров «Большой семерки» якобы заявил, что Крым по праву является российским, потому что там все жители разговаривают на русском языке. Как вы считаете, Трамп подыгрывает Кремлю?
— Он наверняка это говорил, потому что это утечка от участников обеда представителей «Большой семерки». И еще он с удивлением задавал вопрос европейским лидерам, почему они поддерживают Украину в этом конфликте.
Во-первых, Трамп – идиот. И это уже известно всей Америке. А во-вторых, он не просто идиот, а в чем-то очень сильно зависимый от Путина. Ну не может человек, который не стесняется в своих выражениях, ругаясь со своими союзниками, ничего критического сказать о Путине, и только все время говорить то, что может ему понравиться. Америка к этому уже привыкла.
Украину я призываю не беспокоиться из-за слов Трампа. Ну, вот такой он, завербовали его россияне. И пришло русским в голову, что они схватили Бога за бороду. Но в Москве просто не понимают американской политической системы, поскольку здесь работают институты. Конечно, президент является важным чиновником, который может на что-то влиять, но ни Конгресс, ни традиции не позволяют ему безобразничать.
Политику США на украинском направлении озвучивает Курт Волкер. Не только озвучивает, но и осуществляет. И эта политика настолько проукраинская, что до принятия закона об оккупированных территориях (так называемого закона о реинтеграции Донбасса – ред.) заявления Волкера были более проукраинскими, чем заявления украинского руководства.
Ну, есть в США такой человек, как Трамп – такова реальность.
— И все же. Есть ли на сегодняшний день основания считать, что США могут изменить свою политику в отношении Украины?
— Трамп может быть чем-то полезен Путину по мелочам. Но в принципе он не может повернуть вектор отношения к Кремлю. Вот прекрасный пример – 29 января после таинственного визита трех высших чекистов из РФ ему удалось всю финансовую информацию доклада Минфина США (о россиянах, которые могут попасть под санкции – ред.), которая должна была быть обнародована, перевести в секретную часть. Но 6 апреля были заморожены активы 24-х товарищей Путина (российских олигархов и чиновников – ред.), пять из которых являются его ближайшими соратниками, в том числе зять, являющийся формальным владельцем «Сургутнефтегаза», которым владеет Путин. Следующим шагом будет конфискация этих активов.
И эта политика будет продолжаться. Да, она может тормозиться, в чем-то смягчаться Трампом, но вектор не будет изменен.
На украинском направлении, как я уже говорил, делами давно занимается Волкер. А сегодня (разговор состоялся 14 июня – ред.) произошло еще одно событие – Путин опять назначил Суркова главным переговорщиком по Украине. Это демонстративный жест того, что он не пойдет ни на какие уступки. А Волкер скорее всего не будет разговаривать с Сурковым, поскольку прекрасно его понял, проведя несколько встреч. Он знает, что Сурков – военный преступник. Есть же записи телефонных разговоров и электронные переписки Суркова во время так называемой «русской весны», где он лично организовывал беспорядки и захваты государственных объектов.
Так что Трамп Трампом, а американская политика не меняется.
— В начале недели Трамп провел историческую встречу с Ким Чен Ыном. Это событие отразится на мировой геополитической карте?
— Отразится, потому что здесь решающую роль играют китайцы. Неслучайно [госсекретарь США Майк] Помпео (после встречи) сразу же полетел обратно в Пекин докладывать о результатах. Китайцам по многим причинам тоже не нужна ядерная Северная Корея. Самая главная причина – если бы американцы примирились с ядерной Кореей и перешли к такой же политике сдерживания, как с Россией и Китаем, то японцы немедленно бы стали ядерной державой. А Китаю это крайне неприятно.
В общем, Китай оказывает необходимое давление на Корею, поскольку тоже заинтересован в денуклеаризации, но со стороны китайцев идет что-то вроде торговли с Америкой. Он продает это Трампу как свою большую услугу, а взамен будет требовать каких-то уступок от Америки: в торговых вопросах, в вопросах американского военного присутствия в Юго-Восточной Азии.
То есть мы видим игру двух мировых гигантов – США и Китая. Но поскольку обе стороны заинтересованы в денуклеаризации Кореи, то дело будет продвигаться.
Интересно, что за бортом оказался Путин, который и создавал корейский ядерный арсенал, чтобы он был его ядерным офшором. На этот раз Путина «прокинули» с его обычной тактикой: сначала создавать проблемы, а потом предлагать свои услуги решалы. Американцы и китайцы обошлись без этого решалы.
— В экспертной среде говорят, что Трампу удалось принудить Ким Чен Ына к миру. Также были разговоры, что и Путина можно принудить к миру. Насколько это вообще возможно?
— Понимаете, только внешне выглядит, что Трамп принудил Кима к миру. А на самом деле к отказу от ядерного оружия Кима принудил, прежде всего, Китай.
Но и так называемая дружба Путина с Китаем – это тоже миф, который так хотели бы видеть в Москве. Идет практическое поглощение Дальнего Востока и Сибири Китаем. На каком-то этапе, если Китаю это станет выгодным, он будет разговаривать с Кремлем более жестким языком.
Но тут есть прямой путь, как принудить Путина без всякого Китая. Это один триллион долларов российской верхушки в Америке и один триллион долларов российской верхушки в Великобритании. Эти деньги надо замораживать, тогда это будет самое прямое воздействие.
— А удастся ли Трампу затащить Путина обратно в «Большую восьмерку»?
— Это никоим образом ему не удастся, потому что большинство участников его не примут. Да, в Италии пришли к власти практически полуфашистские силы, которые могут поддержать эту идею. Но, во-первых, большинство «Семерки» будет категорически против, а во-вторых, это же Трамп пытается, а не американский политический истеблишмент. Против этого будут его госсекретарь, министр обороны и кто угодно. Меньше внимания нужно обращать на Трампа.
— И вопрос по украинско-российскому конфликту. Россия сосредотачивает в Азовском море довольно большие силы. Теперь и Крымский мост задействуют для переброски войск, техники. Не готовится ли Путин проводить военную операцию с моря, чтобы пробить сухопутный коридор в аннексированный Крым?
— Он показывает такую возможность, попугивает Украину. Но я не думаю, что он на это пойдет. Надеюсь, что он прекрасно понимает, во всяком случае его окружение понимает, что реакция Запада будет очень жесткой на любую дальнейшую военную эскалацию.
Во-вторых, на носу президентская предвыборная кампания в Украине, затем и парламентская. И если Москва и будет планировать какие-то провокации, они будут связаны с предвыборным периодом.
Я не разделяю те прогнозы, в которых говорится, что завершится чемпионат мира – и Путин сразу полезет на Украину. Нет, не полезет.