С 14 июня по 15 июля в России пройдет чемпионат мира-2018 по футболу. Главари донецких боевиков уже предупредили жителей оккупированных городов, что к этому времени Вооруженные силы Украины якобы готовят масштабные провокации по всей линии фронта и чуть ли не наступление в регионе. Но, согласно военной примете, когда боевики говорят, что ВСУ будут идти в наступление, нужно ждать кровавых провокаций от самих террористов. Как будет развиваться военная ситуация накануне главного футбольного форума мира и почему Россия на время его проведения хочет «закрыть» оккупированный Донбасс, пишет Артур Гор для Апострофа.
В бой под прикрытием НАТО
Обострением «провокаций ВСУ» в преддверии чемпионата мира жителей Донбасса напугал так называемый «замкомандующего оперативным командованием ДНР» Эдуард Басурин.
«Наблюдается увеличение количества диверсионных групп, которые будут как засылаться сюда, вглубь «республики», так и действовать по линии соприкосновения… Думаю, все эти вещи будут усиливаться именно ближе к чемпионату мира по футболу», – сказал он.
Целую конспирологическую теорию о прорыве ВСУ в то время, как в РФ будут играть в футбол, высказал и придворный кремлевский политолог Сергей Марков.
«Они (по мнению Маркова, США – ред.) руководили Майданом в Киеве, который пошел на вооруженный госпереворот в дни закрытия Олимпиады в Сочи. В надежде, что России будет не до Украины. Теперь они готовы провернуть провокацию под чемпионат мира по футболу. Слишком все сходится. В это время, видимо, будет развернута новая война на Донбассе. Россию будут ставить перед жестким выбором: или сдать Донбасс, или сорвать чемпионат мира по футболу», – интриговал пропагандист.
А тут еще и учения НАТО, которые 1 июня стартовали в Балтии, подлили масла в конспирологический огонь и заставили паниковать даже депутатов РФ. Мол, украинские войска точно пойдут в наступление в канун чемпионата мира, а если будут пробуксовывать, то войска альянса подсобят, ведь «НАТО и украинская армия управляются из единого центра», – заявил член Совета Федерации России Франц Клинцевич.
А теперь держитесь. По мнению некоторых российских «экспертов», Украина может даже применить химическое оружие на Донбассе, чтобы обвинить в этом РФ.
В общем, если включить российские каналы и заняться чтением российских СМИ, то можно узнать, что у ВСУ грандиозные планы на июнь-июль.
Сидите дома
Для чего же в самой России разгоняется такая истерия?
«Истерия нагнетается для внутреннего потребления в РФ, – уверяет военный эксперт Олег Жданов. – Между башнями Кремля сейчас наблюдается период сумасшедшей турбулентности, идет раскол элит, который может привести к дворцовому перевороту даже до начала чемпионата мира в России. Поэтому нужно максимально запугать общество, ведь чем страшнее жить, тем спокойнее люди себя ведут, меньше выходят из дома и больше доверяют новостям из телевизора».
В то же время в оккупации пугают людей наступлением ВСУ для того, чтобы как-то оправдать закрытие «границы» между Россией и самопровозглашенными «республиками» на время проведения чемпионата мира.
Напомним, что на днях в Минобороны со ссылкой на разведку сообщили, что жителям территорий, оккупированных РФ и боевиками так называемых «Л/ДНР», с 1 июня закрыт въезд на территорию Ростовской области до окончания футбольного форума. Позже эту информацию косвенно подтвердили в так называемом «Минтрансе ДНР», предупредив жителей оккупированных территорий об «изменениях в работе международных маршрутов, следующих в Российскую Федерацию в период проведения чемпионата мира по футболу», и усилении контроля со стороны МВД России.
«Согласитесь, что для людей, которые выступают за братский союз с Россией, либо вообще считают себя частью РФ, закрытие границы самой же Россией – это унижение, – сказал аналитик Украинского института будущего Игар Тышкевич. – Поэтому на оккупированной территории и вбрасывается информация, что граница закрывается, поскольку украинские войска будут на нас наступать».
Эксперт подчеркнул, что Россия совсем не хочет пускать в принимающие города жителей «молодых республик».
«Кто такие «жители ЛДНР»? Это люди, которых невозможно нормально контролировать, они оказались ненужными и лишними для России, – добавил Тышкевич. – Для РФ главное – получить хорошую картинку на чемпионате мира. А нищие, убогие и юродивые, а именно так руководство РФ воспринимает жителей Донбасса, на этой картинке не нужны. России не нужны на время проведения чемпионата люди с флагами ДНР, какие-нибудь акции типа «злобные америкосы, услышьте Донбасс» и так далее. Это вполне привычная российская политика».
Впрочем, сами «жители ДНР» и не собираются на чемпионат.
«Вы смеетесь. У меня зарплата 5 тысяч рублей, и это единственный доход. С такими деньгами только по чемпионатам разъезжать. Но проблема в том, что многие едут в Ростов на заработки, и как теперь их будут пропускать и пропустят ли вообще, ума не приложу», – жалуется дончанка Ирина.
Переговоры под залпы орудий
В случае с Россией и ее наемниками дыма без огня не бывает. И если за поребриком и в так называемых «Л/ДНР» разгоняют волну истерики в связи с наступлением ВСУ, то обострить ситуацию могут сами боевики.
«Но на самом деле наступление как с нашей, так и с их стороны – это наименее вероятный сценарий действий на ближайшие два месяца, – считает Олег Жданов. – России невыгодно именно сейчас допускать резкую конфронтацию, ведь это может отпугнуть западных болельщиков, и они не получат того потока приезжих, который ожидается».
«И начать широкомасштабное наступление боевики не в состоянии, даже если поднимут свои лучшие, как они считают, подразделения, например, «Сомали», «Спарта», – добавил экс-замначальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко.
«А у нас по большому счету нет ни сил, ни средств для широкомасштабной наступательной операции. Да и президент Петр Порошенко не отказался от своего мирного плана, соответственно, подход к решению вопроса Донбасса у него не изменился», – резюмировал Жданов.
Правда, российские наемники вполне способны пойти на локальные обострения.
«Сейчас решаются вопросы, связанные с дальнейшими перспективами оккупированных территорий Украины: возобновление нормандского формата, введение миротворческих подразделений ООН, их мандат», – сказал Романенко.
«А Россия всегда во время подобных переговоров повышает ставки и усиливает военную составляющую, – уверяет Тышкевич. – Я просто не помню ни одного случая, когда бы РФ сначала прекратила огонь, а потом договорилась о мирном варианте. Россия всегда сначала пытается пойти на большее обострение, а потом ищет компромисс. Поэтому активизация боевых действий очень может быть».