Еще месяц назад, когда Петр Порошенко встречался с немецким канцлером Ангелой Меркель и говорил о «Северном потоке-2», о майской встрече в Ахене сообщали исключительно источники СМИ. Причем, если ее называли «нормандским форматом без России». Сегодня же о ней публично говорят так же, правда Меркель отмечала, что речь не идет о «нормандском формате» как таковой, потому Владимира Путина в Германии не будет, пишет Андрей Коваленко для Depo.ua.
В Ахене французскому президенту Макрону вручат премию Карла Великого. Этот повод дает возможность «нормандской тройке» преуменьшать значение собственной встречи до банального визита вежливости. Никаких громких заявлений после нее не ожидают, разве что очередные призывы к России изменить свою политику на Донбассе – традиционная и единодушное позиция наших партнеров еще с 2014-го. Хотя, поговорить Меркель, Макрону и Порошенко есть о чем. Особенно важна эта встреча для нашего президента.
Что с форматом
В последний раз нормандская четверка собиралась в 2016 году в Берлине. Тогда, правда, еще с Путиным. С тех пор изменилось очень многое. Сам формат продемонстрировал собственную неэффективность, поскольку за много лет никакого прогресса на Донбассе достигнуто не было. Никто из лидеров официально этого никогда не признает. Минские договоренности продолжают оставаться основой, хотя работоспособными их назвать трудно. В игру активно вступили США. С одной стороны, спецпредставитель США по Украине Курт Волкер четыре раза встречался и говорил с представителем Путина Владиславом Сурковым по Донбассу. Безрезультатно, на все же. С другой стороны, велись активные разговоры об изменении формата как такового, и включение в него США. Хотя сейчас эта тема отошла на второй план.
Европа и США сейчас переживают особенно острый период разногласий. В частности, из-за выхода США из иранского соглашения. Европейские лидеры выступали за его сохранение, Трамп не прислушался и поставил на нем крест. Взгляд на российско-украинский кризис только визуально у европейских лидеров и американцев единодушный. Например, Германия несмотря на позицию Украины и США, разрешила строительство «Северного потока-2», хотя у Меркель и пообещали защитить транзит российского газа через нашу территорию. Здесь все просто. Для Германии Россия испокон веков рассматривалась в качестве сырьевого придатка, поэтому рвать отношения полностью с Москвой – невыгодно. США, наоборот, выгодно блокировать «Северный поток-2» еще и потому, что Германия их конкурент в Европе и это позволит ослабить ее экономические возможности. При этом как США, так и Германия выступают за санкции в отношении России за Крым, а также рассматривают возможность постепенного их ослабление, если Россия изменит политику на Донбассе. Как США, так и Германия с ЕС поддерживают, пока на словах, миротворческую операцию на Донбассе. Но это никоим образом не отменяет их конкуренции.
Вряд ли сегодняшняя встреча «тройки» хоть как-то приблизит ввод миротворцев в Украину. Хотя бы потому, что нужен прямой диалог с Россией, которая одобрительно относится к миссии, но на собственных условиях, которые отличаются от украинских. Мы и Запад хотим миротворцев (без стран НАТО) на всей территории Донбасса с выходом на российско-украинскую границу. Россия же – только на линии разграничения и охране сотрудников ОБСЕ.
Между прочим, 18-го мая Меркель встретится с Путиным в Сочи. И вполне может поговорить и об украинском вопросе, в том числе и газовом, а также миротворцев.
Выборы и поддержка
Для Петра Порошенко встреча с европейскими лидерами – это очередная возможность заручиться их поддержкой перед выборами 2019. Меркель и Макрон, конечно, продолжат оказывать давление на нашего лидера по антикоррупционному суду, коррупционных проблемам в Украине. И для их поддержки нужно что-то предложить. Порошенко не раз заявлял о создании антикоррупционного суда в 2018-м. Хотя и взгляды на него у нас с европейцами различаются. В ЕС популисты достаточно часто критикуют власть за поддержку коррупционной Украины. Мол, европейцы пренебрегают отношениями с Россией в ущерб собственным интересам, а реформы в Украине хромают, то какой смысл платить такую высокую цену? Популистов приходится учитывать в связи с успехами «Альтернативы для Германии» на последних выборах или процент поддержки во Франции Мари Ле Пен. Поэтому, не исключено, что в обмен на поддержку Европа продолжит давить на Порошенко в вопросах реформ, НАБУ, антикоррупционного суда на собственных условиях.
Кроме этого, Макрон, Меркель и Порошенко могут обсудить собственную стратегию противодействия российской политике в условиях уменьшения влияния США. Не секрет, что американская внешняя политика сейчас больше сконцентрирована на Ближнем Востоке, в вопросах Ирана, Сирии и КНДР. Европейцы же попытаются перехватить у них инициативу на Донбассе – еще одна площадка для конкуренции со Штатами. Для них это очень важно. И здесь можно говорить не только о вопросах решения европейского конфликта, что логично делать европейцам. Не стоит забывать, что после завершения донбасского кризиса, разрушенный регион придется восстанавливать. В Сирии, например, контракты на инфраструктурные проекты на контролируемых сирийским правительством территориях международные деньги получили в основном российские и иранские компании. Потому что Россия и Иран смогли сохранить режим Асада. На восстановление Донбасса так же будут привлечены значительные средства от международных доноров. И тот, кто будет больше влият на украинскую власть и разрешения конфликта, сможет завести туда свои компании. Если это сделает Европа – сможет оживить собственную экономику. Если США – контракты будут для их компаний. Россия же, конечно, не заинтересована в таком развитии событий, потому что Донбасс – это воздействие на Украине и зона напряжения, которая позволяет разговаривать и «качать» ситуацию с западными партнерами. А что Украина? Мы выиграем от победы любого из западных партнеров, хотя желательно, конечно, предлагать собственные пути выхода из Донбасского кризиса. Предложение по миротворцам с выходом на российско-украинскую границу со шведами, белорусами и другими участниками, которую разрабатывал экс-генсек НАТО и советник Порошенко Расмуссен – попытка, но слишком мала для успеха.