п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Богдан Буткевич: Вся правда о Романе Шухевиче Только сами украинцы имеют право решать, кого считать героем и за что

В Киеве теперь есть проспект Романа Шухевича, руководителя Украинской повстанческой армии. И нет проспекта кровавого советского палача-генерала Ватутина – собственно, других генералов во время Второй Мировой у Сталина просто не могло быть, – пишет Роман Буткевич для Эспресо. – Того самого, который положил сотни тысяч «черносвиточников» и солдат Красной армии на Букринском плацдарме во время первого неудачного штурма Киева.

Нет, я не собираюсь сейчас закапываться в историю. Просто сам факт того, что в Киеве один из крупнейших проспектов перестал носить имя советского генерала – это огромный плюс.

Или плюс, что он теперь будет носить имя руководителя главного символа борьбы за украинскую независимость? Да, и здесь нет темы для дискуссии. Но ведь дискуссия (я про адекватных людей, а не ный ватников) – есть. И связана она с тем, что, мол, как же можно называть улицу именем человека, который служил в германском вермахте во время Второй Мировой? То есть, на стороне нацистов. Вот об этом и поговорим.

Итак, давайте сразу решим, что тратить время на развенчание ватно-советских мифов о Романе Шухевиче мы не будем. Если очень кратко, то вот несколько главных тезисов, которые дезавуируют все разговоры про карателя-антисемита, который якобы участвовал в Холокосте и других преступлениях нацистов.

1. Роман Шухевич никогда не служил ни в одном военном подразделении нацистской Германии, который был бы признан даже на Нюрнбергском трибунале преступным. Он некоторое время служил в разведывательном батальоне «Нахтигаль», функции которого были совершенно такими же, как и у любого соответствующего подразделения вермахта.

Ни в каких организациях типа СС он никогда не был. Как только в середине июля Гитлер официально отказал в создании любой автономии в Украине, подразделение из-за неблагонадежность было отозвано с фронта немцами, переформатировано и отправлено в глубокий тыл в Германию.

2. Да, некоторое время Шухевич находился на территории Беларуси и участвовал в столкновениях с местными красными партизанами с переформированным «Нахтигалем». Но нет никаких свидетельств ни с советской, ни с немецкой стороны о том, что он принимал участие в карательных акциях в отношении любого мирного населения.

Напомним, что его пребывание в составе полицейского батальона закончилось тем, что все его члены в конце 1942 года отказались подписывать новый контракт с немцами. Рядовые члены были распущены, весь руководящий состав был арестован. После этого Шухевич смог сбежать и уже до самой смерти находился на нелегальном положении.

3. УПА никогда с момента своего основания не исповедовала антисемитизма. Лучшим свидетельством этого служит хотя бы то, что семья Шухевичей в течение долгого времени прятала у себя еврейскую девушку Ирину Райхенберг, дочку соседей во Львове. Которой лично Шухевич выправил новые документы и переправил в монастырь возле Львова, где эта девушка благополучно пережила войну.

Так же, нет никаких свидетельств, что он поддерживал резню мирного польского населения на Волыни, которую не стоит путать с боевыми действиями против подразделений Армии Крайовой.

4. УПА действительно более активно воевала против советских войск. Но это вызвано отнюдь не любовью к немцам, а тем, что немцы, понимая, что проигрывают войну, в любом противнике Москвы начали видеть союзников. Даже учитывая то, что буквально вчера эти же немцы называли украинских националистов главным врагом немецкого господства в Украине.

И тут мы выходим на самое главное. Итак, можно ли все же считать национальными героями тех, кто принимал, хоть и некоторое время, но участие в боевых действиях на стороне нацистской Германии? Ведь Шухевич и немалая часть УПовцев – брали. Является ли преступным режим нацистский? Безусловно. То есть, получается, они преступники?

Нет, категорически. Это и есть магистральная вещь, которую следует понять всем. К сожалению, Украина стала одной из крупнейших жертв Второй Мировой войны. Наш народ был разделен между двумя ужасными империями без шансов на победу.

Собственно, УПА и так боролась против двух режимов одновременно с 1943 по 1945 год, а потом еще минимум десятилетие против советских карателей. В тех условиях борьба означала определенные локальные сотрудничества с одной из этих империй – это совершенно логично и бесповоротно.

То, что ОУН пошла на сотрудничество с немцами перед началом войны – так же естественно хотя бы потому, что на тот момент Украина была разделена между Польшей и СССР. Которые были противниками Германии. Враг моего врага кто? Правильно – друг.

Как видим, это сотрудничество было недолгим и не успешным. Плюс давайте наконец перестанем путать украинских коллаборационистов типа Ивана Демьянюка, которых хватало, с ОУНовцами. Так, некоторые ОУНовцы тоже участвовали в преступлениях против человечества, но это означает, что организация это поддерживала. В ужасной бойни мировой войны бывало всякое и среди всех.

Поэтому повторюсь – да, действительно украинские борцы за независимость были вынуждены некоторое время иметь дело с Гитлером. Но это отнюдь не делает их преступниками в украинском измерении. Мы, наконец, должны научиться своему взгляду на историю.

Почему Хорватия спокойно признает, что во время Второй мировой ради обретения независимости они тоже имели дело с Гитлером. Почему-то Болгария или Румыния, которые просто вовремя переметнулись на другую сторону, делали то же самое, потому что считали, что это соответствует их национальным интересам.

Я уже молчу про страны Балтии. Других борцов за независимость, кроме украинских националистов, у нас не было. Они боролись как умели, в отведенный им период с соответствующими условиями. И пусть для британцев или французов любой, кто воевал на стороне нацистов – автоматически преступники.

Для нас все не так. Это у них была война добра со злом. А у нас была трагедия разделенного между двумя наиболее зловещими и кровавыми режимами народа. Часть которого отчаянно пыталась завоевать независимость, используя все возможные методы и перманентных союзников.

Да, среди них были нацисты. Но с нашей, украинской, точки зрения, они имели на это право и были правы. Это может много кому не нравится, но Украина – это не сто долларов, чтобы нравиться всем. У нас есть своя история, в ней есть разные страницы. Но это наши, украинские страницы. И только мы имеем право решать, кого считать героем и за что.

Так, давайте не делать героя автоматически с каждого члена ОУН-УПА. Как и любой другой организации. Если человек совершил преступления против человечества – например, до своего прихода в УПА принимал участие в Холокосте, давайте его осудим и выбросим из пантеона героев.

Каждого надо судить по поступкам. Но тезис о том, что, мол, любой, кто принимал участие в войне на стороне Германии, автоматически является преступником и не может быть героем Украины, является бредом и советской мифологемой.



Поділіться цим