Парламентский орган Совета Европы, который должен был бы выполнять роль международного морального авторитета, оказался центром коррупционного скандала, пишет Роман Федюк для Depo.ua.
Независимая и авторитетная следственная группа подтвердила «системное внешнее воздействие на документы и решения ПАСЕ». Переводя с дипломатического языка на общечеловеческий, это означает, что принятие желаемых решений ассамблеи в обмен на материальные блага имело характер постоянный и прекрасно налаженный.
Отчет следственной группы, решение о создании которой было принято в аккурат год назад, сосредоточено преимущественно на получении депутатами ПАСЕ тех или иных благ, в обмен на более мягкие и «взвешенные» формулировки при принятии решений о наличии в Азербайджане политических заключенных.
О наличии связи между отдельными европейскими политиками и официальным Баку активисты говорили еще в 2012 году. Однако эти разговоры никому не мешали – в ПАСЕ их никто не слышал. Принципиально.
Ситуация изменилась лишь спустя три года, когда итальянская полиция «замела» бывшего руководителя фракции Европейской народной партии в ПАСЕ Луку Волонте, а прокуратура Милана начала интересоваться происхождением его средств. Волонте начал давать показания – и первые доказательства того самого «системного влияния» появились уже не у общественных активистов, а у правоохранительных органов европейского государства.
Однако и после этого долгое время руководству ПАСЕ удавалось избежать начала полноценного расследования обвинений. И только 25 апреля прошлого года Бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы приняло решение о создании независимого органа, который должен расследовать обвинения в коррупции, выдвинутые в адрес чиновников ассамблеи.
И позавчера был опубликован отчет с результатами этого расследования. Если кратко, суть сводится к следующему.
В вопросе «мягких» резолюций в отношении Азербайджана как минимум семь членов и бывших членов ПАСЕ действовали «вопреки этическим стандартам ассамблеи». В их числе – скандальный экс-президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Педро Аграмунт, а также президент группы Европейской народной партии в ПАСЕ Чезар Флорин.
Многие из подозреваемых в коррупции получали дорогие подарки, некоторые – наличные, а также регулярно ездили в Азербайджан на «мониторинг» ситуации (часто – с женами и детьми), где активно и без свидетелей общались с представителями власти. Отдых – пардон, мониторинг, видимо, был весьма комфортным. И переговоры с представителями азербайджанской власти в режиме «с глазу на глаз» тоже проходили весьма продуктивно.
Хотя расследование было сосредоточено именно на ситуации касательно Азербайджана, «странное» поведение части членов руководящих органов ПАСЕ отметили и при рассмотрении вопросов, связанных с другими – в основном, постсоветскими странами. Кстати, при «решении вопросов» в ПАСЕ, по данным следствия, был замечен и директор Socar – дочернего предприятия азербайджанской Государственной нефтяной компании в Украине Эльчин Мамедов.
Далее нас, скорее всего, будет ждать немало деталей и новых эпизодов следствия. Особенно интересно будет почитать, какие именно блага заставили экс-президента ПАСЕ Педро Аграмунта ездить в Сирию в компании депутатов Госдумы, и активно защищать Кремль во всех вопросах противостояния с Украиной. Учитывая то, что политик «брал» у Алиева нет никаких причин подозревать, что он «не брал» у Путина.
Однако на этом фоне возникает один закономерный вопрос. ПАСЕ была создана в 1949 году как орган, целью которого должна быть защита верховенства закона. Данная организация избирает судей Европейского суда по правам человека, назначает Генерального секретаря Совета Европы, а также осуществляет мониторинг соблюдения прав человека в государствах-членах. И эта же организация становится форпостом системной коррупции. В результате поневоле возникает вопрос – а для чего она тогда существует? Какое моральное право имеют депутаты ПАСЕ корить какие-то страны за нарушение прав человека, когда сами на протяжении многих лет работали под руководством взяточников, которые «не замечали» политзаключенных в обмен на дорогие подарки? И не проще ли будет просто прекратить существование структуры, которая полностью дискредитировала свое предназначение?
Задаются этим вопросом, кажется, и в ПАСЕ. Наверное, именно с этим связано решение принять срочную резолюцию по причине коррупционного скандала. А глава внешней следственной группы, судья Николас Братца, комментируя отчет о коррупции в ассамблее, советует изменить большинство процедур и внутренних правил Ассамблеи, чтобы, по крайней мере, осложнить существование потенциальных взяточников.
От того, насколько быстро и тщательно произойдет самоочистка ПАСЕ, вполне вероятно, будет зависеть и ответ на вопрос о целесообразности ее дальнейшего существования.