В среду, 28 марта, у главы Нацагентства по вопросам противодействия коррупции Натальи Корчак заканчивается двухлетний срок пребывания на должности, что явно осложнит работу и без того проблемного ведомства, пишет Виталий Дяченко для Деловой столицы.
Еще накануне дня окончания своих полномочий Корчак дала всем понять, что с радостью переложит эту ношу на новые плечи, тем более что законодательство прямо запрещает занимать этот пост два срока подряд. Тем временем источники сообщают, что Корчак уже написала заявление об отставке и в самое ближайшее время члены НАПК должны собраться на внеочередное заседание, чтобы выбрать себе нового руководителя.
Тут нужно напомнить, что всего в НАПК пять членов, назначаемых Кабмином на четыре года по результатам открытого конкурса. А уже эти пятеро выбирают себе председателя, но сроком на два года. Таким образом, за весь срок каденции членов НАПК должно смениться двое председателей. В украинских реалиях вся эта красивая схема пошла несколько наперекосяк, поскольку в декабре 2015-го, когда был избран первый состав НАПК, многие члены от антикоррупционной деятельности тут же отказались и доукомплектовывать агентство приходилось вплоть до января 2018 г.
Таким образом, на сегодняшний день в НАПК есть все пять членов: собственно Корчак, чьи полномочия члена НАПК истекают в декабре 2019-го; назначенный одновременно с ней Александр Скопич; назначенный в 2017-м Александр Серегин, который может быть членом агентства до 2021 г.; и два «новичка», назначенные чуть больше, чем два месяца назад: Станислав Патюк и Александр Мангул. Полномочия последних истекают аж в январе 2022-го. Таким образом, эти пять членов и будут решать, кто из них станет новым председателем НАПК.
Прогнозировать, кто из них возложит на себя ношу Корчак, – дело неблагодарное. Тем не менее, наиболее вероятной кандидатурой видится Скопич. Он профессиональный государственный чиновник, всю жизнь проработавший на госслужбе и дослужившийся до должности замглавы Нацагентства по вопросам госслужбы. То есть он человек системы, для которого и госуправление, и коррупция, его сопровождающая, привычны и понятны. В то же время он как профессиональный управленец должен быть достаточно лоялен к Банковой. Единственная загвоздка – срок полномочий Скопича как члена НАПК заканчивается в декабре 2019 г., то есть он не сможет высидеть весь срок, однако вряд ли сегодня в Украине кто-то думает дальше, чем до ближайших выборов, а этот срок полномочия Скопича покрывают.
Второй достаточно вероятный кандидат – это Мангул. Он, как и Скопич, человек системы и всю жизнь проработал на госслужбе. Дольше всего в Министерстве экономразвития и Госкомитете по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, где прошел все ступени управленческой карьеры. Последней его должностью перед назначением в НАПК была должность главы Мелитопольской райадминистрации.
Шансы еще двух возможных кандидатов, Серегина и Патюка, видятся несколько более низкими. Серегин – адвокат, ученый-правовед и преподаватель, а Патюк – профессиональный прокурор из Донецка.
Однако все эти размышления могут оказаться лишенными смысла, поскольку должность главы НАПК за два года, пока ее занимала Корчак, стала достаточно «токсичной», а потому есть большой риск, что никто из членов агентства не будет гореть желанием взвалить на свои плечи этот груз. И работа агентства может оказаться парализованной.
Разного рода скандалы преследуют агентство с самого момента его создания. НАПК, как известно, создавалось впопыхах, чтобы вложиться в сроки с получением безвиза, а потому с самого начала все пошло наперекосяк. Главная функция НАПК – контроль за электронным декларированием, с какой стороны на него не посмотри, штука крайне скандальная. Сначала скандал вокруг разработчика электронной базы данных ООО «Миранда», которое обвиняют в выведении за пределы страны донорских средств на разработку программного обеспечения. По данным следствия, программу писали студенты КПИ как умели, откуда и многочисленные проблемы с работой реестра. Потом скандалом стало само содержание деклараций, где чиновники и депутаты указали миллионы наличности, драгоценности, предметы роскоши и сомнительные выигрыши в лотерею. А у НАПК до сих пор нет технических возможностей планово проверять все декларации. Проверка осуществляется поштучно и вручную, что при наличии более миллиона деклараций крайне неэффективно.
С другой стороны, скандал с обязательным декларированием для общественных активистов-антикоррупционеров, чьи декларации также придется проверять НАПК, что чревато новыми осложнениями, в этот раз с коллегами-общественниками. К тому же страна еще помнит огромные премии, которые выписывали члены НАПК во главе с Корчак и скандал вокруг обнародования переписки сотрудницы НАПК Анны Соломатиной якобы с «куратором» с Банковой и обвинения из уст Соломатиной в фальсификации деклараций. При этом параллельно с заменой Корчак развивается скандал вокруг руководителя другого антикоррупционного ведомства Назара Холодницкого.
Таким образом, НАПК продолжает пребывать в скандальном антикоррупционном треугольнике НАПК-НАБУ-САП, которые конфликтуют между собой, а также с властью и общественностью одновременно. Так что ирония Корчак в отношении своего преемника вполне понятна, и вполне может оказаться, что вопрос с назначением нового главы агентства зависнет очень надолго. Да и члены НАПК могут в любой момент разбежаться в отставки, что для этого ведомства не редкость.
Если события будут развиваться по пессимистическому сценарию, то очередная порция е-деклараций отправится в практически неработающую структуру, что и для украинских высокопоставленных чиновников, и даже для антикоррупционеров-общественников будет не так уж и плохо.