В Шевченковском суде Киева адвокаты Нади Савченко выставили занятный аргумент: ее контакты с Захарченко и прочими – это не зрада, так как «ДНР» и «ЛНР» не признаны Верховной Радой террористическими организациями. Задача адвокатов ясна – «отмыть» Савченко до блеска, поэтому в Украине сейчас две наиболее презираемые профессии – адвокаты и судьи, но «ДНР» и «ЛНР» действительно никем официально не признаны как террористические организации.
Кроме адвокатов Савченко этот факт радует отдельных московских пропагандистов, но вяло, и совсем не радует Кремль. Москве очень хочется, чтобы в Украине и в ЕС их признали хотя бы террористическими организациями по принципу: если не тушкой, так чучелом. Если нельзя их признать новыми государствами, то признайте их, пожалуйста, хотя бы террористическими организациями, и введите этим в международное правовое поле, где они и «зависнут» между ИГИЛ и Хезболлой. Тогда Москва может не признавать их, как не признает Хезболлу террористической организацией, оправдываясь, что та на территории РФ терактов не совершает, но сотрудничать с ними, как сотрудничает с Хезболлой. Может поступить и как с ИГИЛ – год не признавать его террористической организацией, снабжать оружием, боевиками и деньгами, а потом в силу обстоятельств начать писать «ИГИЛ – запрещенная в РФ организация» и никак иначе.
Признание «ЛНР» и «ДНР» террористическими организациями даёт им плохой статус, но всё-таки статус, а Москве – возможность заявить, что она их террористами не считает, так как они в РФ терактов не совершают, и вообще у неё своё особое видение, кто такие террористы, отличающееся от общечеловеческого. Поэтому для Москвы было бы очень желательно, чтобы кто-нибудь признал «ЛНР» и «ДНР» террористами. Сама она это сделать не может, так как на Донбассе, в отличие от Сирии, нет такой «прокладки» как Асад, которого можно «спасать» от ИГИЛ.
В Украине в 2014 г. на эмоциях чуть не признали «ДНР» и «ЛНР» террористическими организациями. «Свободовец» Олег Махницкий, когда был и.о. генпрокурора провел 15 мая решение об их квалификации как террористических организаций, но затем оно в Генпрокуратуре «потерялось». Адвокаты Москвы несколько раз пытались его добыть, в частности, в 2017 г. по делу гражданина РФ Виктора Агеева и гражданина Украины Сергея Бабича, но к своей досаде получали от Генпрокуратуры ответ: Верховная Рада не признавала «ДНР» и «ЛНР» террористическими организациями.
Пётр Порошенко, следуя за общественным мнением, призвал в июле 2014 г. ООН признать их такими, но политический менеджмент некоторых странах был дальновидней, чем патриоты в Украине, и сделал вид, что плохо расслышал её президента. Порошенко мудро попыток не повторял, и «Д/ЛНР» «зависли», так и не признанные никем даже в качестве террористов. Последний шанс на признание у них был в январе 2018 г., когда в Верховной Раде принимали закон «Об реинтеграции Донбасса».
В первичном проекте статья о признании их террористическими организациями была, но её поддержало только 76 депутатов из 340, которые были в зале. Оппоблок, подыгрывая Москве, не выступил против признания их террористами, надеясь, что патриоты их признают и без него. Но у патриотов разум возобладал над эмоциями и жаждой пиара, и в результате «Д/ЛНР» не попали в закон ни тушкой, ни чучелом, ни как террористы, и вообще в нём не упомянуты. Они скрытно фигурируют в законе как «оккупационная администрация РФ». То есть, не как самостоятельный субъект, не как гордые «сепаратисты», как их упорно называли с 2014 г. российские СМИ в Украине, а как обычные коллаборанты – придаток оккупантов. Исследовать «заслуги» каждой группы и подразделения из оккупационных войск РФ – это занятие для следствия, прокуратуры, для историков с сайта «Миротворец» и трибунала в Гааге, а не для Верховной Рады.
Конечный смысл – заставить отвечать за преступления Москву, а не её «прокладки» в виде «ДНР» и «ЛНР». В случае, если бы Верховная Рада признала их самостоятельными террористическими организациями, то Москва могла бы в критичной для себя ситуации «перевести стрелки» на них, осудить свои «прокладки» и даже выдать Плотницкого и ещё кого-нибудь, чтобы отвести удар от себя. Боязнь такой ситуации и удерживала Москву все четыре года от признания своих «прокладок» на Донбассе новыми «государствами». Если Москва их признает, то это будет равнозначно признанию оккупации ею Донбасса и грубо замаскированной аннексией. Сейчас ситуация для Москвы именно критичная – убийство ею Скрипаля стало той символичной каплей, которая таки переполнила чашу.
Осознание этого туго, но доходит до кремлевских и думских, и Москва теперь перед выбором: что делать? Вопрос: кто виноват снят по определению – виноват Запад, и только Запад, он всегда и во всём виноват, но начинает вырисовываться и третий русский вопрос: нас-то, за что? В отличие от вопроса: что делать, ответ на него уже есть, – мы всего лишь выполняли приказы, как в основном стандартно и отвечали подсудимые в Нюрнберге. Но пока превалирует поиск ответа на любимое: что делать?
Единого ответа, как обычно, нет, в Московии все тоже любят креативить, тем более, что ситуацию усугубляет КНДР, которая набрала в РФ ракет, и уплывает с ними куда-то в туман. Поэтому в Москве уже предложили построить ещё один мост в КНДР через реку Туманную и по нему ездить друг к другу в гости, в обход Китая. В Москве уже просто мания строить мосты в обход кого-то, чтобы кто-то не сбежал. Осталось ещё построить мост в Арктику, чтобы и эта «исконно русская вода» не сбежала в Канаду. Но на мостах креатив московитов не заканчивается, а лишь начинается.
В ряде российских СМИ уже рапортовали: РФ к отключению от СВИФТ готова, – это явно подсуетился Минфин. В Министерстве нападения банально предлагают густо разместить крылатые ракеты по всей западной границе и на Кавказе, и призвать на сборы в армию на два месяца всех мужчин до 60 лет, так как для Дальнего Востока и Сибири ракет не хватит. Дипломаты, как самые креативные, с 23 марта разгоняют слух с ссылкой на «Армянское радио», что Иран скоро введет войска в азербайджанскую Нахичевань, так как Турция там якобы создает военную базу для всего НАТО. Ужас, Азербайджан может вступить в НАТО раньше Украины и Грузии, и Каспийское море будут бороздить субмарины США, – срочно нужна война на Кавказе. «Газпром» ничего нового не предлагает, и угрюмо размышляет: куда деть 500 км уложенных, но ненужных труб с «Турецкого потока».
Пограничники и ФСБ гадают: с кем раньше закрыть на замок границу – с Финляндией или Беларусью – остались только две эти «дырки в заборе», через которые в РФ проникают устрицы и яблоки. ФСБ и Служба внешней разведки сосредоточились на выборах в Украине и решили сделать из Веры Савченко на базе партии «Платформа Нади Савченко» украинского Алексея Навального, брат которого Олег тоже сидит. Будет забавно, если они поженят братьев Навальных на сёстрах Савченко, и у тех будет общий кум Медведчук. «Гуляние» сестёр Савченко по Печерску от Верховной Рады до здания СБУ в Аскольдовом переулке по стилю уже очень похоже на оппозиционные «гуляния» Навального по Москве, но с тем отличием, что в РФ это целое событие и разговоры на месяц, а в Украине «гуляние» Савченко произвело не больше впечатления, чем очередная хамская парковка автомобиля и его фото в соцсетях.
Так что, простор для креатива у всех «башен» Кремля есть, а критичные для него дни их к этому просто обязывают. Чего нет у «башен», так это чёткого ответа на вопрос: что делать с оккупированными районами Донбасса. Притом, что есть всего два варианта ответа: уйти и вернуть или остаться и аннексировать, открыто или скрытно в форме признания двух «республик»-наростов на брюхе империи. Какой из них лучше, в Кремле никак не решат.
Сергей Климовский / Обозреватель