Мы продолжаем отслеживать ситуацию вокруг войны на Донбассе. Докучаевское направление уже давно перестало быть горячей точкой на карте АТО, и на то есть вполне объективные причины: больше года назад бойцы Вооруженных сил Украины захватили все стратегические вершины вокруг города, фактически окружив его с трех сторон (север, запад, юг). Сами бойцы рассказывают, что город полностью просматривается и простреливается с их позиций, что значительно усложняет разного рода маневры террористам, пишет Руслан Рудомский для Depo.ua.
Тем не менее, даже в этом, относительно тихом закоулке линии разграничения (особенно в сравнении со Светлодарской дугой, Бахмутской трассой и Приазовьем), время от времени случаются вражеские провокации и даже попытки прорыва линии фронта. Конечно, все они оперативно и адекватно «гасятся» украинским огнем, тем не менее, определенное напряжение все равно создают.
С середины января этого года в порядке ротации на боевые позиции в районе Докучаевска заступила 93-я отдельная механизированная Харьковская бригада (93 ОМБр) и буквально в первые же дни в результате обстрела боевиками понесла потери – от пули снайпера погиб командир пулеметного отделения бригады старший сержант Александр Чепенко.
Сразу стоит отметить, что Докучаевский плацдарм является новым для 93-й бригады – раньше, до ротации, она держала линию фронта на Бахмутской трассе, где провела ряд успешных операций (бои за Желобок, захват стратегических высот, захват в плен россиянина Виктора Агеева и др.). То есть параллельно с отражением вражеских атак бойцы бригады знакомятся с новой для них местностью.
Благодаря отлично работающей пресс-службе бригады, мы можем оперативно узнавать о состоянии дел как в самой 93-й ОМБр, так и на вверенной ей части линии фронта.
Итак, благодаря пресс-офицерам бригады мы регулярно узнаем, что несмотря на отсутствие Докучаевска в официальных сводках пресс-центра штаба АТО, позиции 93-х ОМБр буквально ежедневно обстреливаются как из стрелкового оружия, так и из гранатометов, минометов и даже бронетехники.
Понятно, что время от времени бойцы 93-й бригады вынуждены открывать огонь в ответ – с целью подавить огневую активность боевиков и заставить их соблюдать «режим тишины».
Наиболее показательным в этом плане был случай несколько недель назад. Очевидно, настрелявшись из гранатометов и минометов, под оккупированным Докучаевском боевики решили применить тяжелую технику, и 21 февраля с 19:05 до 19:45 позиции бойцов бригады обстреливала вражеская боевая машина пехоты БМП-1. Конечно, такое положение дел никого по нашу сторону фронта не устраивало, и 22 февраля вражеская БМП-1 при загадочных обстоятельствах была подбита из ПТУР (противотанковая управляемая ракета).
https://www.facebook.com/93OMBR/videos/754524018077724/Однако этот случай мало чему научил боевиков, и уже 26-го февраля они спровоцировали затяжной бой с привлечением с их стороны БМП-2, который, впрочем, ничего им не принес – украинские воины дали адекватный ответ и террористы вынуждены были отступить на свои позиции. То же самое повторилось и 28-го февраля с тем же результатом.
Конечно, масштабы этих обстрелов и боев не идут ни в какое сравнение с тем, что происходит на Светлодарской дуге, и, очевидно, не попадают в сводки пресс-центра штаба АТО. Если же говорить об серьезных обострениях в районе Докучаевска, то они имели место летом 2017-го года, когда посреди ночи с 13 на 14 июня российско-оккупационные войска со стороны оккупированного Докучаевска осуществили мощный обстрел объектов мирной инфраструктуры вблизи Ольгинки и Графского из 152-мм артиллерии, в результате чего были повреждены несколько частных домов мирных жителей.
Несмотря на то, что обстрел террористы вели из жилых кварталов Докучаевска (они же террористы, как ни как, прикрываться мирным населением – их кредо), Вооруженные силы Украины нанесли ответный удар и с ювелирной точностью погасили огневые точки врага. Даже по свидетельствам местных жителей в сообществе сепаратистов «Вконтакте», потерь среди мирного населения Докучаевска в результате той операции ВСУ не было совсем. Вместе с тем боевики «ДНР» с того времени почти не используют тяжелую ствольную артиллерию в этом районе.
Вообще, Докучаевск имеет стратегически важное значение благодаря своему географическому положению: террористам выгодно отбросить ВСУ подальше от города и давить на Мариуполь с севера, а для ВСУ освобождение Докучаевска будет означать получение солидного плацдарма для дальнейшего наступления.
Если взглянуть на карту, то можно увидеть, насколько подвинулась бы линия фронта на восток, если бы Докучаевск был украинским (приазовский степь не так густо заселена, как южная Луганщина или северный Донбасс). Как минимум, автомобильное и железнодорожное сообщение с Мариуполем не находилось бы на линии огня.
Кстати, мы уже писали, что не исключен вариант развития событий, при котором украинская армия может осуществить танковый прорыв вглубь вражеской территории и нанести удар, например, по Старобешево. Или даже по Ленинскому району Донецка (находится на юге города), сея панику в рядах врага и отвлекая на себя значительные силы обороны города, давая тем самым возможность другим войскам зайти в «столицу ДНР» с запада и севера или осуществить другие маневры.
Остается лишь добавить, что Докучаевск по итогам «Минска-1» (как и Еленовка, кстати) должен быть под украинским контролем. Однако, несмотря на это, а также несмотря на почти осаду города, ВСУ до сих пор не решились на его освобождение. Видимо, этот вопрос еще не актуален. Но с другой стороны, не зря же сюда перебросили именно 93-ю бригаду, которая во время ротации отрабатывала наступательные операции…