Потери «Газпрома» от невыполнения обязательств по объему транзита газа через Украину не ограничиваются суммами, которые выписал в своем решении 28 февраля Стокгольмский арбитраж.
Стоит вспомнить, как с октября 2016 года по март 2017 года решением политического руководства России «Газпром» резко сократил этот транзит. Тогда в Москве решили наказать Украину за то, что вместо покупки газа в России она стала приобретать его у европейских компаний. В итоге выяснились две вещи. Во-первых, такое сокращение никак не повлияло на уровень газовых цен в Европе (ЕС постепенно привыкает к произвольным решениям Кремля и уже не так боится перебоев в поставках).
И, во-вторых, финансовые убытки понес сам «Газпром». В этот период он продал меньше газа своим традиционным партнерам, и недополученная прибыль оценивается примерно в 4 млрд долларов.
Поняв, что непродуманное решение о сокращении транзита выглядит в точном соответствии с формулой «вырву себе глаз – путь у тёщи будет зять кривой», в Москве отказались от идеи наказания украинцев путем наказания своего газового монополиста. Но те потери можно приплюсовать к потерям, которые понесет «Газпром» по решению Стокгольмского арбитража. Они проходят по той же статье.
Эта сумма для «Газпрома» не такая большая, но чувствительная, учитывая, что компания сейчас регистрирует убытки, а не прибыль.
Михаил Крутихин / Facebook