Одной из самых резонансных новостей в постпраздничные дни в мировой экономике стало очередное повышение цен на нефть. В среду стоимость нефти Brent на Лондонской бирже превысила $69 за баррель, пишет Александр Суков для Деловой столицы.
Среди причин повышения мировых цен аналитики называют ожидаемое сокращение запасов нефти в США – должны быть обнародованы объемы запасов по итогам минувшей недели. Кроме того, аналитики при объяснении роста цен называют сокращение количества буровых установок в США.
Однако украинским автолюбителям, для которых причиной тревог может стать повышение цен на топливо, не стоит сильно переживать по поводу удорожания нефти на мировом рынке. Во-первых, все нынешние объяснения аналитиков касаются именно краткосрочных движений ценовой отметки. И аргументы в виде сокращающихся запасов нефти в США или уменьшения количества буровых установок имеют слишком короткий срок жизни, чтобы беспокоиться о них. Например, ожидаемое сокращение запасов нефти в США, которое толкает цены вверх, – на уровне 1%.
А когда аналитики говорят о сокращении количества буровых установок, то речь идет о пяти нефтяных вышках при общем их количестве свыше 700.
Данные за последний год свидетельствуют, что никакого резкого повышения на самом деле не было – в начале 2017 г. цены на Brent были в пределах $55 за баррель, потом волнообразно колебались верх-вниз на $5, пока к середине года не снизились до $45 за баррель, после чего начали медленно расти. К концу октября они выросли уже до $60, в декабре преодолели рубеж в $65, и теперь вот имеем $68.
Еще одним фактором, который мелькает в комментариях экспертов, называют волнения в Иране, одном из крупнейших игроков на мировом нефтяном рынке. Иран занимает второе место среди стран ОПЕК по объему добычи, и политический кризис, отразись он на поступлении иранского черного золота на внешний рынок, может стать серьезным фактором повышения цен.
Однако украинцам не стоит сильно переживать за ситуацию в Иране – если беспорядки продолжатся или даже усилятся, это может привести к подъему цен на уровне $1 за баррель. Поэтому ОПЕК не очень встревожен, он может нарастить добычу только в том случае, если перебои с поставкой иранской нефти будут значительными и устойчивыми. Пройдет, по крайней мере, месяц перебоев с поставками, пока ОПЕК примет решение увеличить добычу, чтобы заменить приток иранской нефти и не допустить резкого увеличения цен.
Четкого прогноза, куда двинутся цены в этом году, на сегодня никто не дает. Например, на высоких ценах на нефть не прочь бы заработать саудиты. Саудовская Аравия планирует разместить на IPO 5% компании Saudi Aramco – крупнейшей нефтяной компания в мире по показателю добычи нефти и размеру нефтяных запасов.
От этой сделки саудиты могут получить в бюджет страны около $100 млрд, и, вполне возможно, что это повышение цен на нефть – один из подготовительных этапов, чтобы увеличить стоимость компании накануне продажи акций.
Несомненно, в повышении цен заинтересованы и наши северные соседи, для которых низкие цены на нефть подрывают их имперское величие. Министерство финансов Российской Федерации уже радостно отрапортовало, что за прошедший год цены на российскую нефть выросли более чем на четверть – до $53 за баррель.
Но перспектива дальнейшего удорожания нефти весьма туманна. Как и обещал Дональд Трамп, США становятся все более значительным игроком на нефтяном рынке, постепенно увеличивая добычу. Теперь американцы намерены начать бурение и качать нефть не только на суше на Аляске, но и на новых участках в акваториях Атлантики, Северного Ледовитого океана и Мексиканского залива. В США ожидают обнародования нового пятилетнего плана бурения, в котором может быть и разрешение на разведку нефти и газа в Калифорнии и во Флориде, где это было запрещено на протяжении последних десятилетий.
Однако даже если цены на нефть в мире и далее будут расти, то это может не столь критично отразиться на стоимости топлива в Украине, чтобы вызвать поголовную панику и топливный кризис. Во-первых, в нефтяной отрасли бытует такое правило: на высоких ценах на нефть зарабатывают нефтедобытчики, на низких – переработчики. Другими словами, цены на бензин не находятся в прямой зависимости от стоимости нефти – если цены на «черное золото» вырастут, больше денег заработают компании, добывающие нефть, а если они упадут, то стоимость бензина в Украине не снизится, а просто больше денег заработают переработчики и трейдеры.
Когда нефть стоила $125 за баррель, украинцы жаловались на высокие цены на бензин, но продолжали заправлять авто.
Когда цена на нефть упала до $45, они продолжили жаловаться на высокие цены на топливо. Поэтому даже если стоимость нефти в этом году будет ползти вверх, они все так же будут заправлять авто и все так же жаловаться на дорогой бензин.