Я не знаю, на кого вы ставите «в этом политическом сезоне»… Именно так назвал будущий президентский срок уже почти бывший премьер-министр России Дмитрий Медведев. Он, видно, владеет искусством улавливать тренды, как рослый мускулистый серфер ловит волну. Стоит присмотреться к этому ловкому пловцу, который кому-то покажется щепкой, поплавком, – гляди, как дергается. «Рокировки больше не будет», – следовало из его бойкой реплики. «Я не вижу себя в этом политическом сезоне», – из реплики также следовало, что премьер живет в огромном экстрасенсорном напряжении, пытаясь узреть будущее, как и полагается впередсмотрящему юнге.
Я все не могла понять прежде, зачем он Путину? Ум, интуиция, воля, нюх? Не лепилось. Как же! Чтобы предсказывать лучшее будущее. Он его талисман. Вы вот все жалуетесь последние лет двадцать: «Не вижу будущего, не вижу будущего!».
А Путину же тоже хочется.
Когда судьба тебе такой жребий даровала, нервы могут сдать, поневоле станешь суеверным, нужны гарантии. Не в подробностях, не та Россия страна, чтобы с лупой разглядывать, а по двоичному принципу «да-нет». Как сурок Фил предсказывает погоду, так и Медведев, думаю, предсказывает Путину всегда хороший политический сезон. Очевидно, все его прогнозы были до сих пор благоприятными и в основном сбывались. Однажды даже случился казус, и он выдал: «Вижу себя в этом политическом сезоне». И сбылось, всем на удивление. Люди готовы дорого платить за хороший, надежный прогноз. Ясновидящий, к слову, зарабатывает в тысячу раз больше, чем опытный психоаналитик. Я тут тоже практикуюсь в ясновидении по теневым абрисам. По теневой фигуре пытаюсь разгадать судьбу страны.
Так что: «С наступающим Путиным, с непреходящим Медведевым!». Рокировки не будет, но тандему быть! А некоторых, кстати, с посаженным Улюкаевым!
На фоне топорных историй посадки Медведев выглядит необычно приличным и вежливым: никого не посадил, сам не сел. Думаю, это и есть главный тренд наступающего политического сезона – не сесть, но и не посадить, чтобы сохранить шанс, выстрелить, стать актуальным в будущем. Получается не у всех. Игорь Сечин вон сорвался, и не только он. Страх посадки и наказаний активизирует ябед, провоцирует фальстарты, сокращает жизнь на свободе. По судам шастать, приличия соблюдать некоторым уже в лом. Встречаться с простыми людьми, целовать животы мальчикам, летать с лебедями, нырять в глубины мирового океана – не каждому по плечу.
Они, эти двое, еще пытаются казаться приличными людьми. А знаете еще почему? Потому что их, как и нас, воспитывали хорошие бабушки. Лексика выдает в Медведеве хорошо воспитанного мальчика. Он использует не обсессивную лексику, а забавные округлые слова: «компот», «пройдоха», «обормот». Повторы «о» – это из детского юмора. Они звучат, например, в названиях игр – «до-мино», «ло-то», «йо-йо» или вот в детском стихотворении «Пейте, дети, мо-ло-ко, будете здо-ро-вы!». Слово «ком-пот» – коронное словечко поручика Ржевского из рязановской комедии «Гусарская баллада»: «Не дай вам бог в такой компот попасть!». А «обор-мот» и «прой-доха» – где-то из комедий Григория Александрова, лексикон товарища Бывалова из «Волги-Волги» (тот же повтор «о-о»; говорят, Александрову название в шутку предложил сам Чаплин, а он-то разбирался в секретах детского юмора). Cразу понятно, что бабушка Медведева была из интеллигентных, смотрела комедии, оперетты, водевили, в которых культивировались советский инфантилизм и романтизм.
Приличный человек до сих пор борется в Медведеве с чиновником. «Денег нет!»– говорит чиновник. «Но вы держитесь», – подбадривает хороший мальчик Дима. В этой своей роли символического члена семьи Медведев незаменим, как память об идеалах и приличиях, на волне которых взлетел Путин. Бывалые и понаворотившие делов рассказывают, как на смену алчности приходят вдруг чувство вины и старческая сентиментальность. Вон как Улюкаева вдруг развезло: простите меня, люди. Чувство вины и стыда перед близкими – ахиллесова пята даже у циничных политиков. Все везение и экстрасенсорика достаются нам от предков, и политику без них никак. Злодеи сентиментальны и опасливы, как Кощеи, – яйцо, то есть дар властного долголетия, рано и поздно оказывается в руках генетических предков, а они с каждым годом все ближе. Проклянут или утешат? Медведев – утешение Путина, ностальгическая, судьбоносная фигурка.
Медведев для Путина – надежный предохранитель от психологических ломок и кризисов. И алиби на интеллигентность (советскую) с ее КВН-юмором, наивными идеалами и девичьими надеждами. Он – президентский психологический ресурс. Я бы вместо пресс-конференции с чуждыми по духу журналистами, на вопросы которых они дают риторические ответы, устроила бы спиритический сеанс с прародителями. Пусть бабушки и деды зададут им такие же риторические вопросы: «Как тебе не стыдно, Димочка?», «Что же ты творишь, Вова?», «Ты зачем позоришь меня перед людьми?». Вариант шоковой терапии, путь к отрезвлению.
Ну, а я в новом году ставлю на маленькую желтую собачку, как и предлагают мировые астрологи, в российской адаптации – на маленькую пегую пони. Все, что осталось от гоголевской птицы-тройки, которая уже давно не мчится, а ходит кругами, ошарашенно ржет и некстати кусается.
Ольга Маховская / Радио Свобода