Конгресс заставил Москву нервничать еще прошлым летом, когда президент Дональд Трамп подписал закон «О противодействии противникам США посредством санкций». Статья 241 этого закона требует от Администрации представить Конгрессу подробный отчет о «наиболее значимых высокопоставленных иностранных политических деятелях и олигархах в Российской Федерации, близких к российскому режиму, и сведения об их источниках доходов» в течение 180 дней.
Судя по уровню паники в Москве и интенсивной активности вашингтонских лоббистов, действующих от имени россиян, многие представители российской элиты не хотели бы, чтобы их упомянули в списке как сторонников президента РФ Владимира Путина. И понятно почему. В будущем это может привести к санкциям США, эти люди могут оказаться отрезанными от американской банковской системы; и это значительно усложнит им ведение бизнеса на Западе. Тем временем панику Москвы следует использовать с умом.
Цель американских санкций – изменить политику РФ. Перспектива быть названным в «Кремлевском докладе» (мы так назвали этот отчет) может послужить стимулом для более независимой российской элиты дистанцироваться от Путина. Доклад также продемонстрирует, что агрессия Путина против его соседей и против Запада может ударить по личным интересам россиян. Таким образом, «Кремлевский доклад» может вбить клин между Кремлем и российской элитой.
Как США будут составлять свой доклад? В кратком отчете Atlantic Council, который мы написали вместе с нашими российскими коллегами, экономистом Андреем Илларионовым и политологом Андреем Пионтковским, мы определили семь категорий людей и компаний, который должны быть включены в этот список:
1. Ответственные за агрессивные, коррумпированные или преступные операции в России и за ее пределами.
2. Близкое окружение Путина и его друзья из Санкт-Петербурга, с которыми он занимался бизнесом с начала 1990-х годов.
3. «Золотая молодежь» – дети состоятельных родителей, которые обогатились и стали топ-менеджерами в еще юном возрасте.
4. Друзья Путина, на которых записаны значительные личные богатства российского президента.
5. Так называемые олигархи: крупные бизнесмены, которые получают прибыль от прямого бизнеса с Кремлем;
6. Руководители-коррупционеры государственных предприятий, которые обязаны своим положением близким отношениям с Путиным и используют свое служебное положение для банального воровства;
7. Все компании, принадлежащие этим людям.
Даже в такой закрытой стране, как сегодняшняя Россия, есть достаточно надежные источники для идентификации таких людей. Так, например, весной 2016 года благодаря Панамским документам была раскрыта важная информация о друзьях Путина, на которых записана часть его имущества
В «Кремлевском докладе» нельзя просто перечислить всех богатых людей в России. Не все они похожи. Многие из них сделали свое состояние еще до прихода Путина, и, теперь, чтобы выжить, вынуждены платить большую «дань» Кремлю. Включение таких людей в «Кремлевский доклад» не соответствовало бы смыслу нового закона о санкциях. Цель этого закона как раз в том, чтобы богатые граждане России держались подальше от Кремля.
Так западные санкции, введенные после аннексии Крыма, убедили большинство крупных российских частных и даже государственных компаний, что нужно избегать вести бизнес на полуострове. Давление Кремля на частных предпринимателей вынудило многих их них продать свои активы и уехать из России.
Закон о санкциях разрешает США обнародовать или же оставить в тайне этот список людей и предприятий. По нашему мнению, в отчете должно быть указано не менее 40 фамилий. И это не обязательно должен быть окончательный список. Мы рекомендуем сохранить возможность дополнять именами и расширять список в будущем, если появится новая информация о людях, которые будут не названы в первый раз. Это послужит стимулом для россиян действовать с осторожностью, чтобы не попасть в новый «Кремлевский доклад».
Качественно составленный и опубликованный отчет о том, кто является наихудшими представителями российской элиты, должным образом послужит интересам Америки (а возможно, и всему свободному миру) и станет лучшим ответом на нынешнюю российскую агрессию.
Андерс Аслунд / Новое время