Голосование Генассамблеи ООН 19 декабря, конечно, не является самым важным голосованием, в отличие от голосования в марте 2014 года в поддержку территориальной целостности Украины. Тогда и нужно было продумывать на государственном уровне, какой должна быть реакция на результаты того голосования. Например, с моей точки зрения, Украина не имеет оснований для дипломатических отношений с теми 11 государствами, которые в 2014 году проголосовали против, пишет Богдан Яременко для Нового времени.
Что же касается резолюции по Крыму в этом году, она, безусловно, важна. Этот документ дает политические и правовые оценки происходящего, и это важно с точки зрения возврата внимания к кампании нарушения прав человека в Крыму и в целом, обращения внимания на тему оккупации Крыма.
Это важно и для снижения давления на крымских татар, украинских активистов, которые остались на полуострове. Но все это, конечно, текущая вещь. Принятая 19 декабря резолюция не является этапным документом. В прошлом году Украина уже проводила аналогичный документ. И, к сожалению, факт жизни заключается в том, что на период оккупации Крыма Украине нужно максимальное количество таких резолюций, и проводить их нужно ежегодно. И для этого украинской дипломатии придется приложить много усилий.
Впрочем, только дипломатических методов давления на Москву, к сожалению, недостаточно. Нужны и экономические, и политические, и информационные, и военные методы в том числе. Что касается дипломатии, то инструментарий абсолютно ясен: есть резолюции и есть санкции международных организаций, отдельных государств против РФ. Но этого, повторюсь, недостаточно.
Несмотря на то, что резолюцию поддержали только 70 государств, и документ не носит системного характера, он, тем не менее, будет формировать определенное политико-правовое фон вокруг конфликта Украины и России.
Против резолюции по Крыму проголосовали 26 стран-членов Генассамблеи ООН. В их числе и Беларусь. И в очередной раз сегодня мы наблюдаем некую попытку Украины сделать вид, что она «обиженная» и чего-то не понимает в поведении Беларуси, что мы чем-то удивлены. Напомню, что в 2014 году на Совете Европы Беларусь тоже голосовала против Украины. Поэтому бессмысленно изображать, что это какая-то большая политическая игра, и Беларусь якобы не разделяет подходов России на счет войны и оккупации украинских территорий.
Беларусь является формальным, официальным союзником России. У них есть договоры, обязывающие проводить скоординированную внешнюю оборонную политику. Поэтому позиция Минска абсолютно четкая, он не лавирует между Западом и Востоком. Беларусь является частью Востока, и все, что касается Беларуси, нужно рассматривать как продолжение российской политики. Поэтому у тех, кто серьезно занимается внешней политикой, никаких удивлений по поводу факта голосования Беларуси против Украины быть не может.