п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Александр Кочетков: Слабость кремлевского православия в Украине В рамках церковной этики письмо Филарета – вовсе не покаянное! Наоборот, оно вызывающее, чуть ли не издевательское

Понятно, что мы обсуждаем решения Архиерейского собора РПЦ, проходящего сейчас в Москве.

И по устоявшейся попсовой привычке публика в первую очередь бросается на самую скандальную новость. В данном случае, это якобы покаянное письмо главы Украинской православной церкви киевского патриархата (УПЦ КП) Патриарха Филарета главе РПЦ Патриарху Кириллу.

Церковь – это структура, существующая тысячелетиями. В ней – свои правила, традиции и заморочки.

И в рамках церковной этики письмо Филарета – вовсе не покаянное! Наоборот, оно вызывающее, чуть ли не издевательское. Потому что в нем предлагается взять и обнулить все решения РПЦ, касающиеся УПЦ КП. То есть, полностью признать свою неправоту. Да еще и фактически подтвердить каноничность УПЦ КП!

Понятно, что в нынешней ситуации российское православие, ставшее боевым идеологическим подразделением Кремля, пойти никак не может. И ни о какой «сдаче позиций» со стороны руководства УПЦ КП речь, слава Богу, не идет.

А вот не скандальной, а важнейшей новостью с Собора является определенное расширение прав Украинской православной церкви московского патриархата (УПЦ МП).

Более консервативной структуры, категорически противящейся любым изменениям, чем церковь, найти сложно. И если православная Москва не просто отходит от своей громогласной антиукраинской риторики вплоть до благословения русскомирных боевиков, а официально, в церковных документах подчеркивает особый статус и самостоятельность УПЦ МП, то это событие знаковое.

И означает оно, что, во-первых, в Москве заметили и оценили откат украинской паствы от демонстративно пророссийской УПЦ МП. А количество прихожан – главный критерий. И ради сохранения их количества в РПЦ готовы пойти даже на формальные признаки самостоятельности православного Киева (о реальной говорить, разумеется, не приходится).

Во-вторых, без санкции Кремля такие значимые решения состояться не могли. Более того, они готовились и согласовывались заранее и аккуратно засвечивались в церковной прессе.

То есть, Кремль действительно съезжает с темы «русского мира» и «новороссии», что предусматривало силовое решение «проблемы Украины». И, соответственно, переходит к ее «решению», в основном, идеологическими, дипломатическими и экономическими методами.

Как ни крути, а еще один шажок к Поместной украинской церкви – важнейшему символу суверенитета – произошел.


Александр Кочетков / Facebook
Поділіться цим