Бывший политтехнолог Виктора Януковича, бывший руководитель избирательного штаба Дональда Трампа Пол Манафорт, вместе с бизнес-партнером, который тоже принимал участие в избирательной кампании американского президента – Риком Гейтсом, сдался ФБР, пишет Тарас Паньо для Depo.ua.
Как всем уже, наверное, известно, против них выдвинуто 12 обвинений, из которых самым серьезным является заговор против США и сговор с целью отмывания денег. Остальное – «мелочи», вроде непредставление отчетов о банковских счетах и неправильно заполненные анкеты для «агентов иностранного влияния».
Формально, ни одно из 12 обвинений, выдвинутых против Манафорта и Гейтса, не имеет никакого отношения к президентской кампании действующего президента США Дональда Трампа. Более того, сомнительные эпизоды, в подавляющем большинстве, касаются событий, происшедших задолго до начала избирательной гонки в США.
С другой стороны, абсолютно ничего не помешает спецпрокурору Мюллеру добавить к уже имеющимся обвинениям новые эпизоды.
Этот факт, и общее возбуждение от достаточно неожиданной жесткости американских прокуроров наводит многих комментаторов на размышления о том, что вслед за Манафортом невеселая участь может постигнуть и его работодателя.
Потому что, конечно, грехи, за которые расплачивается сейчас вашингтонский лоббист, и близко не являются причиной для импичмента – но имидж действующего президента они портят довольно сильно. Это, конечно, правда. Отмываться от Манафорта Трамп будет долго и старательно.
Но говоря об импичменте, не следует забывать два важных факта. За долговременную историю США ни один президент не был отстранен от должности в порядке импичмента. И реальные шансы были только у Ричарда Никсона – который предусмотрительно покинул должность. Даже интересные физические упражнения в Белом доме с последующей ложью под присягой – сошли Биллу Клинтону с рук. Поэтому организовать импичмент будет крайне долго и непросто.
Кроме того, хоть это и не прописано прямо в американской конституции, чиновников подвергают импичменту за действия или бездействия, совершенные ими в момент пребывания на посту. А найти какие-то четкие следы сотрудничества с Россией Трампа-президента, в отличие от Трампа-кандидата, вряд ли удастся.
В такой ситуации, когда теоретически возможным является как сценарий импичмента, так и отказ от него, все упирается в политическую целесообразность. И гипотетическое отстранение Трампа от должности на данный момент зависит, главным образом, от его однопартийцев. Без деятельного участия которых ни в Палате представителей, ни в Сенате решение относительно импичмента не имеет особых шансов на успех.
Что возможное отстранение Трампа даст республиканцам? Из позитива – завершение каденции этого президента. «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца». При том нет сомнения, что доведенная до конца процедура отстранения от власти не слишком положительно повлияет на рейтинг поддержки Республиканской партии в целом. Сколько бы однопартийцы потом не отделялись от Трампа и не говорили, что он не имеет к порядочным республиканцам никакого отношения – шансы на следующих выборах у них будут явно невысокие.
С другой стороны, если Дональд Трамп будет президентом, достаточно несамостоятельным и манипулируемым Конгрессом – как оно, на самом деле, уже есть и сейчас, вполне вероятно, что в такой роли он будет гораздо интереснее представителям законодательной власти, чем его гипотетический волевой и действенный преемник после импичмента.
Поэтому дальнейшая судьба Дональда Трампа, кажется, в значительной степени зависит от него самого. Пока его политические инициативы ограничиваются возмущенными записями в Твиттере «А почему никто не расследует деятельность Клинтон?»– нынешнему хозяину Белого дома ничего не угрожает.