Цифры, которые обнародовало управление статистики Чехии, ведущее подсчет голосов на выборах в стране, произвели эффект «холодного душа» даже на самих избирателей. Ведь то, что время перемен настало, было всем понятно, но чтобы настолько радикально – кажется, мало кто ожидал…
Kdo je pan Babysh?
Собственно, фаворит гонки был известен еще в начале кампании – это была партия ANO2011, что расшифровывается как «Акция недовольных граждан». Созданная шесть лет назад, она прошла в парламент на выборах 2013 года и стала второй по влиятельности в правящей коалиции, где первую роль играли социал-демократы, а третьими были христианские демократы.
Впрочем, спокойной жизни у коалиции не было. Лидер ANO2011, миллиардер словацкого происхождения, владелец холдинга Agrofert Андрей Бабиш, занявший ключевой в чешском правительстве пост министра финансов, стал проводить самостоятельную политику в ведомстве, в том числе, как утверждают СМИ, в пользу своего бизнеса. Это вызвало раздражение премьера, социал-демократа Богуслава Соботки и возмущение граждан, вышедших на протесты. В итоге, незадолго до объявления даты новых выборов, в апреле этого года, Бабиш таки ушел из правительства, а коалиция сохранилась без любви и доверия до дня голосования.
Имя господина Бабиша окутано скандалами. Так, еще во времена его молодости в Словакии его обвиняли в сотрудничество с коммунистическими спецслужбами в качестве агента и, якобы, этот факт доказали. Но Бабиш в Верховном суде эти обвинения Словакии отверг еще в 2011 году, другое дело, что именно под выборы в Чехии, дело возобновили, и десять дней назад отменили приговор о невиновности Бабиша. Стечение обстоятельств? Интересно…
Как бизнесмен Бабиш имеет интересы в сельскохозяйственной, агропромышленной и химической сфере, собственно, именно списание госдолгов «своим предприятиям» и стало поводом для конфликта с главой правительства. А вообще: жесткий и прямолинейный что в бизнесе, что в политике, вот такой он, Андрей Бабиш.
Очень недовольные граждане
И вот итоги уже политические. Бабиш и ANO2011 «на коне» с 29,64% (78 мандатов), а те самые социал-демократы шестые (!!!) с результатом 7,27% (15 мест). Компанию названным партиям в парламенте составят евроскептики-консерваторы из Гражданской демократической партии (11,32%, 25 мест), действительно неожиданная «Пиратская партия» (10,79%, 22), откровенно пророссийские праворадикалы из «Свободы и прямой демократии» (10,64%, 22), такие же пророссийские коммунисты (7,76%, 15), христианские демократы (5,8%, 10), проевропейские либералы из TOP09 (5,31%, 7) и консерваторы-традиционалисты из партии STAN (5,18%, 6). Кроме «пиратов» и STANа все политсилы уже были в парламенте, кто однажды, а кто – все почти тридцать лет чешского посткоммунистического бытия.
Что же произошло? Если посмотреть в ретроспективе, то окажется, что чешская политическая система была слишком традиционной и «безупречной» после 1992 года. Конечно, эталон политической морали и этики, заложенный Вацлавом Гавелом, требовал очень высокой планки исполнения политических обещаний, прозрачности и эффективности власти реформ. Не секрет, что Чехия имеет все основания считаться «витринным» образцом успеха перехода от коммунизма к демократии и по уровню жизни – лидер всего посткоммунистического лагеря. И это стоит немало само по себе. Чего, спрашивается, чехам не хватало?
Заложенная еще в 90-е система власти и политическая архитектура все же пришли к своему логичному кризису. Судите сами: президентами после Гавела становились Вацлав Клаус и Милош Земан, последовательно занимавшие до этого должности и премьера, и спикера парламента. Партийная борьба сводилась к смене социал-демократов на консерваторов, а звездное время обеих партий приходился именно на лидерство Земана или Клауса соответственно.
С середины нулевых годов все это становилось все более мелким, фигуры председателей правительства – все более невнятными, альтернативные проекты – и сама TOP09 почему-то быстро «сдулись». И что в итоге? И Клаус, и Земан сейчас – едва ли не главные адвокаты путинской агрессии против Украины и европейского устройства, и почетные гости всех «показушных» мероприятий в Москве или на Валдае-в-Сочи, их бывшие партии дезориентированы и неинтересны.
Кстати, традиционной для Чехии, как это ни удивительно, учитывая 1968 год и последующие 20 лет несвободы, была все это время и компартия, стабильно получавшая свои 12-15% каждые четыре года (хотя это и несколько другая компартия, у которой вместо серпа и молота уже давно в качестве символ «аппетитные» вишенки). Но ведь и они взяли вдвое меньше!
И вот вся эта окаменевшая и откровенно серая традиция оказалась бессильной перед напором миллиардера Бабиша, который привык относиться ко всему с прогнозируемым цинизмом и всегда в каждом вопросе искать именно выгоду – раньше для себя, теперь для государства в своем понимании.
На фоне последних тенденций в Европе: миграционного кризиса, антироссийских санкций, которые политически оправданны и правильны, но экономически противоречивы для бизнесменов, общего диктата Брюсселя, – такой прагматичный подход фактически вытеснил опостылевшие лозунги социал-демократов, консерваторов, либералов и коммунистов. К этому надо добавить просто банальную усталость чешского электората от заяложенной колоды топ-политиков. Отсюда и успех не только проекта Бабиша, но и тех же «пиратов» – это красноречивое «против всех2, а когда нет такой графы – то вот вам «пираты».
Похож ли Бабиш на «среднеевропейского Трампа»?
Если сравнивать успех Бабиша, то именно с американским примером. Победа Дональда Трампа, конечно, учитывая масштабы США и Чехии, и разный исторический «анамнез» – того же происхождения: избирателю захотелось «новенького». Но недооценивать Бабиша не следует.
Главный лейтмотив всех нынешних новостей из Праги – неопределенность. Как будет формироваться коалиция? Какие приоритеты провозгласит новое правительство, которое, скорее всего, возглавит в недавнем прошлом изгнанник из него – Андрей Бабиш?
Принципиальные тезисы победитель уже озвучил: он не пойдет на коалицию ни с коммунистами, ни с пропутинскими праворадикалами из «Свободы и прямой демократии». Также отдельно указано, что партия-победитель является проевропейской, но хочет усиления политики Евросоюза в вопросах миграции и экономических отношениях между его членами, для чего нужен диалог стран-членов с Брюсселем. Называет Бабиш и своих вероятных партнеров в этом диалоге: будущего канцлера Австрии Себастьяна Курца, который также недавно пришел к власти в Вене, главу польского государства Анджея Дуду.
И это выглядит качественно по-другому, ведь это заявка на формирование определенного нового «центра силы» в ЕС, который против нашествия мигрантов и хочет спросить у Брюсселя: как теперь всем дальше жить в общем «европейском доме»? А это, если разобраться, вопрос хоть и принципиальный, но не угрожающий для объединенной Европы, которая сама ищет для себя новую модель, и ничем не полезна Путину – просто на него надо найти правильный и адекватный ответ.
Отдельно об Украине, которая, кстати, занимает интересное место во взглядах Бабиша. Если мусульманская миграция победителя чешских выборов откровенно расстраивает, то украинскую трудовую он приветствует достаточно последовательно. И в этом как раз и проявляется его бизнес- подход: украинцы помогли нам создать 200 тысяч рабочих мест – что здесь плохого? – подчеркивает будущий глава правительства Чехии. Они хорошо работают, мы заинтересованы в этом.
Конечно, на вопрос о санкциях против России он отвечает достаточно уклончиво, кивая на Брюссель, но аннексию Крыма определяет правильно и события на Донбассе квалифицирует как агрессию.
А потому зафиксируем: очередная европейская страна преодолела свой внутренний политический кризис успешно, сменив фигуры при власти, но не изменив принципы. Где-то это политическое обновление остается в рамках тренда по элитарности (Макрон во Франции, Курц в Австрии), в Чехии – в прямом смысле власть стала ближе к народу. Кажется, ничего плохого в этом нет.
Виктор Чопа / Укринформ