Это что там 17-го началось, Майдан-3? У нас очень любят тешиться этим словом. Помните, сколько раз после Майдана-1 то одни, то другие, порой с правильными и искренними лозунгами пытались поднять Майдан-2? Налоговый Майдан, языковой Майдан… А он – ни туда, ни сюда… Майдан поднялся, когда созрел, когда его ключевые идеи захватили реальные массы, когда людей дико обидели, когда…
У настоящего Майдана есть несколько генетических признаков, через которые его ни с чем другим не спутаешь. Его или поддерживают киевляне, или его на самом деле нет. Украинский Майдан не может быть «планово» агрессивным априори, вспомните оба Майдана с выступлениями взрослых народных хоров, детских коллективов и атмосферой праздника — банками с надписью «Воздух Майдана» даже торговали в сувенирных лавках и на Андреевском спуске. Майдан отвечает силой только тогда, когда вместо того, чтобы выслушать народ и адекватно среагировать, силу применили против него. И еще – это главное – Майдан не анонсируют за месяц с небольшим, составляя многоуровневые сценарии…
А то, что в нынешнем случае эшелонированные планы были разработаны, сомнений практически нет. Вчерашние события начались с вполне мирного митинга, на который собралось не так уж и много людей, как для такой мощной подготовки. По разным оценкам – от 3 до 5 тысяч. Выступали, скандировали, требовали – и это правильно: на власть надо давить, когда она не спешит выполнять свои обещания – на 100% цивилизованная практика. Но во второй половине дня 17-го октября основная масса неорганизованных митингующих покинула территорию, прилегающую к Верховной Рады, а на их место пришли другие люди – в камуфляже и в балаклавах. Заряженные агрессией они имели лишь одну цель – устроить «Майдан» здесь и сейчас.
То, что правоохранители не применили силу, а лишь охраняли порядок – было реально взвешенное и единственно правильное в такой ситуации решение. Так и впредь надо – об этом говорят и высокие чины, и аудитория соцсетей – те люди, которые на самом деле сделали два предыдущих Майдана.
А что пока получилось из начатого вечером 17-го под стенами Верховной Рады, решил проверить «Укринформ» утром следующего дня.
Как выглядит лагерь: 60 палаток и 150-200 участников
Уже второй день подряд представители различных политических сил протестуют под стенами Верховной Рады за проведение политической реформы. Автомобильное движение по улице Грушевского, одной из ключевых магистралей центра столицы, до сих пор остается перекрыто: на дорогах поставили железные заборы, между ними установили металлоискатели. Правительственный квартал со вчерашнего дня усиленно охраняют сотни силовиков:
— Покажите, пожалуйста, ваш рюкзак. Какие-то запрещенные вещи есть: газовые баллончики, ножи, оружие… – монотонно спрашивает полицейский в салатовой жилетке.
— Конечно, нет. Только диктофон и камера. Они же не запрещены?
— Проходите…
Первое, что бросается в глаза – две большие десятиместные армейские палатки, которые установлены непосредственно на проезжей части улицы Грушевского. Дальше — ближе к Мариинскому парку разместились несколько меньше. Возле палаток — таблички с названиями областей, откуда приехали митингующие: Хмельницкий, Винница, Харьков, Одесса… Так ли это? Если и приехали, то делегации немногочисленны и, судя по всему, состоят преимущественно из местного партийного актива «Движения новых сил», «Солидарности», «Свободы»…
Всего мы насчитали около 60 палаток, а между ними и полевую кухню. Спрашиваем – из чего готовите? Киевляне «консервацию» приносили?
— Да нет, – отвечают, – пока не было такого, готовим из своих продуктов.
— А кого и чем будете кормить?
— Меню у нас скромное – гречневая каша и тушенка. Если хотите попробовать, то приходите через час-два, – отвечают повара.
Поблагодарив за гостеприимство, двигаемся дальше, к палатке из-под которой торчит флаг с надписью «Штаб блокады торговли с оккупантом». Перед входом сидит мужчина в камуфляже с шевронами батальона «Донбасс». Спрашиваем, с кем можно поговорить об охране лагеря? По его словам, сейчас формируется отряд самообороны палаточного городка, который возглавит кто-то из «донбассовцев». «Пока ничего комментировать не могу…», – добавил боец с позывным Аким.
«Не уйдем, пока не выполнят наши требования»
На площади перед Верховной Радой установлена сцена. Спикеров на ней пока нет, только громко звучит музыка, которую правоохранители пытаются перекричать, объявляя в громкоговоритель “не поддаваться на провокации и не нарушать общественное спокойствие”. В общем, протест, участие в котором принимают где-то до трехсот человек, проходит спокойно. Среди митингующих встречаются и простые киевляне, было и несколько военнослужащих, по крайней мере, мы видели людей в военном не со стороны охраны здания Верховной Рады.
Комментируют митинг под парламентом неохотно. Из двадцати человек, которым это было предложено, поговорить с журналистами согласились только двое и «без фамилий» – Александр и Андрей, которые ночевали под Радой. По их словам, ночь прошла без эксцессов:
— Правоохранители вели себя мирно, попыток силовой зачистки лагеря не видели, – говорит Александр.
— А почему сегодня так мало людей? Может, протест идет к завершению?
— Вечером людей больше. А о конце рано говорить. Все только начинается, – убеждает Андрей.
— То есть, лично вы еще долго планируете здесь митинговать?
— Не уйдем из-под Рады, пока не выполнят наши требования: отмена депутатской неприкосновенности, создание антикоррупционного суда и изменение избирательного законодательства — пропорциональная система по открытым спискам.
Три олигарха и палатка
На площади перед Радой встречаем бывшего заместителя генерального прокурора Украины и одного из ключевых соратников Михеила Саакашвили – Давида Сакварелидзе. Отвечать на наш вопрос он начал традиционно с критики власти: все барыги, всех посадить…
Спрашиваем про недавнюю встречу недавних принципиальных врагов — господина Саакашвили и Игоря Коломойского в Женеве. Нам и всем вообще интересно, откуда взялись немалые деньги на проведение акции?
— Давид Георгиевич, опровергните или подтвердите, пожалуйста, информацию, которая появилась в сети: что деньги на проведение митинга дал непосредственно Коломойский. Это так?
— Ну… Одну палатку поставил Коломойский, вторую – Ахметов, третью – Фирташ, – с непроницаемым выражением лица ответил Сакварелидзе.
Получается, по палатке от олигарха – это новый лозунг «Движения новых сил»? Похоже, господин Давид еще тот шутник.
Что же смех-смехом, но, тем не менее, откуда на самом деле взялись деньги?
…Судите сами, насколько это похоже на Майдан.
Мирослав Лискович, Игорь Петрук / Укринформ