п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Три месяца безвиза: Каков реальный эффект 11 сентября исполнилось три месяца, как Украина живет в безвизовом режиме. Какие выводы можно сделать по первым результатам его действия

За три месяца безвиза 4,8 млн украинцев совершили поездки в страны ЕС. Многие политики и чиновники утверждают, что безвизом воспользовались 1,4 млн наших сограждан, которые пересекли границу с биометрическим паспортом. Но это не совсем так. Во-первых, у части этих украинцев биометрический паспорт был уже до введения безвиза, а во-вторых большинство из них отправлялись в запланированную поездку, которую бы совершили вне зависимости от необходимости получать визу, пишет Анна Романова для Нового времени.

Тот факт, что страны ЕС за три месяца безвиза посетили в основном те украинцы, которые итак планировали поездку – свидетельствует о низком количестве отказов на границе. За три месяца отказ на въезд в ЕС получил только 61 украинец, а это всего 0,0044% от всех выездов в ЕС с биометрическими паспортами.

Для того, чтобы оценить реальный эффект от безвиза – нужно смотреть на удельный вес количества выездов в Европу в общем количестве международных выездов украинцев за два аналогичных периода 2016 и 2017 года.

Так, с 11 июня по 11 сентября 2016 года в страны ЕС выехало 4,3 млн украинцев, что составляет 56% всех выездов заграницу. Если же возьмем аналогичный – уже безвизовый – период 2017 года, то количество выехавших в ЕС в общей массе выездов во все страны мира… уменьшилось, составив 55%. И тут мы наталкиваемся на очень неожиданный вывод: реальный эффект от безвизового режима пока не заметен.

В чем же причина такого слабого эффекта? Во-первых, низкие доходы украинцев. По данным исследования КМИС, перед началом отпускного сезона только 3% украинцев планировали поехать отдыхать заграницу, из них в страны ЕС – меньше 2%. А почти 60% наших сограждан вообще не имели возможности куда-либо поехать отдыхать, даже в пределах Украины.

Во-вторых, произошел коллапс на полиграф комбинате «Украина», который не справился с ажиотажем заказов на изготовление биометрических паспортов – при заказе почти в 1,5 млн паспортов, в период безвиза напечатали около 1 млн.

Кстати, за три месяца действия безвиза 68% украинцев, посетивших территорию ЕС, а это 2,8 млн чел., совершили выезд именно в Польшу. Хотя учитывая, что больше 60% граждан выезжали именно автомобильным или автобусным транспортом, очевидно, что Польша выступает так называемым «перевалочным пунктом» и не является конечным пунктом назначения. Это предположение подтверждает тот факт, что Чехию, которая тоже является привлекательной страной как для туристов, так и трудовых мигрантов, посетило за этот период всего 22 тыс. украинцев. Это почти в 130 раз меньше, чем официально выехало в Польшу.

То есть, первые три месяца безвиза прошли без особого реального увеличения выездных потоков украинцев в страны ЕС. Но, в целом, динамику нужно смотреть по итогам как минимум года действия безвиза. И мои прогнозы таковы: когда украинцы, которые хотели нелегально трудоустроится под видом «туристов», получат долгожданные биометрические паспорта (а это оказалось нелегко) – нас ждет очередная волна трудовой миграции.

Напомню, безвизовый режим применяется только для поездок с туристической целью. Но тут очередной парадокс: такие туристически привлекательные страны как Италия, Франция, Испания, Греция, Хорватия за период безвиза, в сезон отпусков, официально посетило всего 3,9% выехавших. Выводы напрашиваются сами…

И, прежде всего, это будет отток наиболее трудоспособного населения, дефицитных рабочих кадров и талантливой молодежи. По свежим данным исследования Центра Разумкова, каждый четвертый украинец хотел бы эмигрировать в страны ЕС.

Эти процессы еще больше усугубляют демографический кризис в Украине и приводят к негативной диспропорции населения. Основные трудовые мигранты – молодые люди 25-35 лет. В стране остаются пенсионеры и безработные, которые сами нуждаются в выплатах из бюджета. Все это приводит к дефициту Пенсионного фонда и снижению инвестиционной привлекательности Украины.

Только за 2016 год Польша выдала украинцам 1,2 млн разрешений на временное трудоустройство. Польза от того, что якобы украинец, работая заграницей, будет отправлять деньги на родину – сомнительная. Так как большинство молодых людей, которые выезжают, – еще не обзавелись собственной семьей и детьми, поэтому планируют любыми путями остаться в Евросоюзе и создать семью уже там.

Нивелировать дефицит квалифицированных кадров из страны можно только созданием благоприятных условий для ведения бизнеса в Украине. Ведь, когда затратная часть предпринимателя будет уменьшена за счет сокращения налогов и взяток чиновникам, он сможет предложить конкурентную, по сравнению с той же Польшей, зарплату своим сотрудникам. Вот тогда прекратится массовый отток человеческого капитала.


Наша Рада
Поділіться цим