Киев и Москва оказались по разные стороны «крымского тупика». Украина пока не может силой освободить оккупированный полуостров, а Кремль – добиться признания аннексии со стороны Запада, пишет Сергей Стельмах для Крым.Реалии.
Президент Петр Порошенко признал, что Украина не может вернуть аннексированный Крым силой. Государство должно использовать все международно-правовые механизмы для того, чтобы бремя аннексированного полуострова стало «неподъемным» для Кремля. «Можем ли мы «отбить» Крым у России силой? Реалистично – нет. Уйдет ли она оттуда самостоятельно? К сожалению, нет. Но мы можем с вами создать условия, чтобы Крым стал для Москвы неподъемным бременем. Так вор иногда выбрасывает украденное, когда оно начинает ему печь. Мы должны создать все условия, чтобы оно (аннексированный Крым – ред.) ему начало печь», – сказал президент.
Привлечение России к правовой ответственности украинский президент назвал «длительным, но эффективным процессом». «Мы используем инструменты международного права, санкции, международные суды, арбитраж, различные международные платформы, мониторинговые механизмы, начиная от ООН и заканчивая ЮНЕСКО… Да, мы заставим Россию отвечать на языке права за свои действия на территории Украины», – заверил Порошенко. Он также упомянул решение Международного суда ООН в Гааге, обязавшее Россию «прекратить нарушения прав человека в Крыму и политику расовой дискриминации на полуострове».
Президент Украины констатировал реальное положение дел. Санкции и международное давление пока не заставили Кремль убраться с оккупированных территорий. В нынешней ситуации важно обратить внимание на другие аспекты, касающиеся президентского выступления. Петр Порошенко фактически признал, что план «Женева плюс», предложенный им ранее, себя не оправдал. Россияне категорически отказываются обсуждать вопрос Крыма. Они все еще полагают, что проблема «рассосется», западные политики рано или поздно смирятся с аннексией. В некотором смысле Киев и Москва оказались в равной ситуации. Украина пока еще не может силой вернуть собственную территорию, а Кремль – легализовать украденное. Российские власти, конечно, пытаются сделать вид, что им безразлична позиция Запада. Получается крайне неубедительно. Особенно на фоне постоянных истерик вокруг санкций, которые как бы «помогают» их экономике, но при этом Москва открыто добивается их отмены. В первую очередь по Крыму, который невозможно развивать без западных технологий. Расчет, что американцы и европейцы позволят России «аккуратно» обходить крымские санкции, не оправдался.
Крымские «власти» в очередной раз неправильно (во всяком случае, на словах) оценили заявления украинского президента. Руслан Бальбек, незаконно избранный в российскую Госдуму, в свойственной ему манере озвучил очередную конспирологическую версию. Дескать, Порошенко пожаловался в «вашингтонский обком» на действия России, которую так и не удалось сломить санкциями, Кремль «устоял» перед западным давлением. И якобы Порошенко признал, что прежние планы Киева на силовое освобождение Крыма провалились. Хотя украинский президент изначально настаивал именно на дипломатических средствах освобождения полуострова.
Администрация российского президента, в отличие от крымских «властей», понимает, что «игра», затеянная Путиным в 2014 году, начинает выходить из-под контроля. Крым, по их мнению, «слишком часто» обсуждают на международных площадках. Аннексия является основанием для резолюций, в которых Россия фигурирует как страна-оккупант и нарушитель международного права. Более того, происходят важные изменения в западном мышлении. Даже осторожные европейцы склоняются к идее предоставления Украине летального оружия. Один из таких примеров – статья бывшего премьера Швеции Карла Бильдта, опубликованная в The Washington Post. Он полагает, что руководство США и ЕС должно показать Владимиру Путину, что они не верят в его блеф, и российскому лидеру придется подтвердить свою позицию конкретными действиями. В том числе, выполнением так называемых минских договоренностей. «Администрация Трампа, безусловно, должна продвигаться вперед в вопросе поставок вооружений. Почему Украине должно быть отказано в праве защищаться?», – задается вопросом Бильдт. Хотя еще год назад европейские политики критиковали такие идеи, опасаясь, что это приведет к еще большей эскалации на Донбассе.
Экспертное мнение в США также «радикализируется». Американцы как всегда двигаются на шаг вперед от европейцев. Уже звучат призывы о необходимости отправить в Черное море американский военный флот, дабы помешать Кремлю «закрыть» Керченский пролив. В этом плане Петр Порошенко прав: Крым «припекает» Путину уже сейчас. Поэтому российский лидер вновь пытается вывести полуостров за скобки европейской политики и заболтать процесс, предложив сомнительный вариант с легковооруженными «миротворцами» на Донбассе.
Российский лидер в очередной раз наступает на прежние грабли. Он пытается получить все (Крым и контроль над всей Украиной), изображая из себя «посредника в переговорах», который не несет никаких обязательств. Путин использует старые фокусы, но безрезультатно. «Заговорить» последствия российский агрессии, как это было весной-летом 2014 года, у кремлевского главаря уже не выйдет. Альтернативный вариант, предполагающий переговоры по аннексированному полуострову, Путина категорически не устраивает. Кремль всячески отказывается от дискуссии по Крыму, но бесконечно долго «тянуть резину» россияне не смогут.