Крымский вояж Путина: ошибки кремлевских пиарщиков
Для российского президента крымчане перестали существовать как субъекты политической реальности
Владимир Путин в молодежном лагере «Таврида» в Крыму, 20 августа 2017 года
Российский президент Владимир Путин посетил аннексированный Крым. Формально визит был рабочим, но общее содержание мероприятий и поведение российского лидера указывало на то, что поездку организовали ради «голого» пиара. Если прежде Путин хотя бы делал вид, что интересуется бытовыми проблемами крымчан, то теперь такие «мелочи» перестали его занимать, пишет Сергей Стельмах.
В России де-факто стартовала кампания по следующему «переизбранию» Владимира Путина на пост главы государства. Сотрудники президентской канцелярии, многочисленные советники и политические стратеги безуспешно пытаются придумать Путину «образ будущего». Речь идет о концептуально новой политической платформе, предполагающей реформирование экономики и социальной сферы. Проще говоря, президентские помощники находятся в поиске наиболее эффектных лозунгов и тезисов для выступлений. Получается плохо. «Новые идеи» сводятся к очередным запретам и казенному мракобесию, печальным символом которого стала бывший крымский «прокурор» Наталья Поклонская.
В это время Путин ездит по регионам и встречается с рядовыми россиянами. Мероприятия носят откровенно постановочный характер.
В этом плане Крым – специфическая территория. В Кремле убедили себя в том, что захват украинского региона – главнейшее политическое достижение путинского правления. Насколько такие мысли обоснованы – отдельный разговор. Объективно аннексированный Крым и ОРДЛО не справились со стратегической задачей – не остановили продвижение Украины в НАТО. При этом нынешний визит Путина на полуостров отличался от предыдущих поездок в худшую сторону. Для российского президента крымчане перестали существовать как субъекты политической реальности. На это указывают несколько моментов, характерных для путинского вояжа.
Первое, отсутствие внятной экономической и административной повестки. Местные сторонники аннексии ожидали, что российский президент затронет вопросы обеспечения территории, решения энергетических и водных проблем, роста цен, плохой работы чиновников и падения уровня жизни. Ничего этого не было. Путин даже не упомянул пресловутый Керченский мост, который якобы решит логистические проблемы республики.
В прошлом году он посетил полуостров в преддверии очередной годовщины «присоединения» Крыма. Тогда президент отправился на строительную площадку моста, где в очередной раз рассказал о важности проекта для Крыма и соседней России. Он не остановился на вопросах развития инфраструктуры полуострова, потому что это невыгодно для его имиджа. Путин ранее обещал крымчанам «энергетическую независимость». История с «энергомостом» продемонстрировала, что Москва не может полноценно обеспечивать Крым без участия Украины.
Второе, неудачная попытка обновить имидж «русского мира». Заявления о том, что в Севастополе нужно создать «русскую Мекку», были встречены ироническими шутками. За последние три года облик «русского мира» заметно истрепался. Крым и оккупированные районы Донбасса никак не тянут на «витрину» российского политического и экономического развития. Проект «русской Мекки» не будет реализован, потому что он не имеет конкретного содержания. Да и звучит глупо. Причем тут Мекка? Россия не исламская страна. Скорее всего, Путин забудет об этом через неделю. Или уже забыл.
Следующий признак безразличия Путина к реальным проблемам крымчан – шаблонность и театральщина. Президент «неожиданно» появился на джазовом фестивале в Коктебеле. Сказал несколько пафосных слов о музыке и крымском фестивале. Кремлевские пиарщики в очередной раз провернули старый трюк. Путин ранее пытался играть на рояле в резиденции председателя КНР Си Цзиньпина. Семь лет назад, будучи в статусе премьера, он на благотворительном ужине «неожиданно» вышел на сцену, где сыграл на рояле и попытался спеть на английском. Чистой воды калька с западных методов пиара, когда политиков пытаются «очеловечить» музыкой, поэзией и прочим высоким искусством.
И последний аспект – увлеченность российского лидера сальными шутками. Путин посетил в Крыму молодежный лагерь «Таврида», где его прождали целый день. По итогу в новостные сообщения попало «историческое открытие», сделанное российским президентом. По словам Путина, известный австрийский композитор Франц Шуберт, неудачно пообщавшись с проститутками, умер от венерического заболевания. Музыкант, согласно общепринятой версии, скончался от брюшного тифа, а не сифилиса. Путин не понимает, как себя вести с подрастающим поколением.
Визит в «Тавриду» – вынуждая мера в рамках общей кремлевской кампании по «совершенствованию» молодежной политики. Власти страны заинтересовались этим вопросом аккурат после антикоррупционных митингов, на которые вышли школьники и студенты. Теперь Кремль усиленно пытается изобразить пропагандистскую картинку «российская молодежь за Путина».
Внимательные наблюдатели в очередной раз убедились, что кремлевскому главарю нужна территория, а не люди. Крымчане исполнили роль статистов в ходе фейкового «референдума». Теперь российские власти и лично президент могут о них забыть. Аннексированный полуостров превращают в виртуальный объект, красивую картинку на предвыборном плакате Владимира Путина. Есть ли в Крыму вода, электричество, сколько продуктов жители полуострова могут купить на среднюю зарплату и прочая «бытовуха» Кремль более не интересуют.
Наша Рада