Очередной ярчайший пример – попытки «наезда» россиян на ОПЕК, который уже приводит к «ассиметричным» последствиям и, как не крути, это – только начало. С «конституционной реформой» Путину прямо сейчас, конечно не совсем до этого, но уверен: хотя бы раз он спросил «ответственных товарищей»: вы ж другое обещали? Попробуем угадать ответ, он скорее всего: «мы думали». Обычно так говорят, если реально совсем ни о чем не думали, например, когда летели по трассе на машине со скоростью 200 км в час, плавая с аквалангом решили барракуду за хвост поймать или саудитам нефтяную войну объявить, последствия, кстати, схожие.
В данном случае, правда, все еще сложнее: принимающие в РФ решения люди живут в своем мире, в котором собачки корги на отдельных самолетах летают, что не способствует взвешенным оценкам происходящего. А ведь они еще и «игроки», прошедшие горнило 90-х, где главной задачей было совсем не блистать интеллектуальными талантами, а, в прямом смысле этого слова – выжить, что приводит к «своеобразному» стилю поведения. Только есть нюансы: вести переговоры на уровне стран в стиле «стрелки с братками» не самый лучший вариант, всяко бывает, например, такая «обратка» может прилететь – не возрадуешься.
Старт игры
Судя по тому, что мы сейчас наблюдаем на мировом рынке нефти, кроме остальных факторов, в Саудовской Аравии крепко на «путинцев» обиделись и решили: «можем повторить». Это не о «штурме Рейхстага», таким у его уменьшенного деревянного варианта российские патриоты хоть каждый день могут заниматься, а про обвал нефтяного рынка и развал СССР.
Уже не для кого не секрет, что, когда эпидемия коронавируса привела к спаду промышленного производства в мировом масштабе и, как следствие, к падению цен на нефть, в ОПЕК крепко призадумались: с её перепроизводством надо что-то делать, с чем, в принципе, все были согласны – кроме России, которая решила провести очередную «многоходовку» по уничтожению американских «сланцевиков», да и деньги на бесчисленные войны крайне нужны. Имеется много вполне обоснованных слухов, как все произошло: лоббизм Сечина, тайный совет в московском аэропорту и другие, но факт остается фактом – на заседании ОПЕК, где решалось сколько кому нефти добывать, министр энергетики РФ А.Новак отказался согласовывать квоты, а потом просто встал и демонстративно покинул зал переговоров.
В мире «кремлевских» это называется «взять на понт», в нормальном – блефовать, это еще терпимо, но, когда саудовский кронпринц Мухаммад бин Салман пытался связаться с Путиным, а тот не взял трубку, это уже оскорбление, которое может и прощают, но перед этим «ставят на место». Причем, говорят, что потом уже российский президент саудовскому принцу, хотя и не с первого раза, но все же дозвонился, только «поезд уже ушел»: слишком много сил включились в процесс и нефтяной рынок рухнул, остается только попробовать спрогнозировать последствия…
Проваленная «мнохоходовка»
Как показывают первые результаты анализа сложившейся ситуации, все не так просто, у нее есть и бенефициары, так, что убытки потерпят не все, а наиболее пострадавшей окажется страна, инициировавшая процессы – Россия.
Кто же в плюсе? США, несмотря на все заявления Кремля о смерти американских «сланцевиков», которые решили подсуетиться и прикупить в свои стратегические резервы до 90 млн. баррелей по демпинговым ценам. Стоит отметить, что последний раз США массово закупали нефть для стратегического резерва в январе 2009 года, когда цены с $140 долларов рухнули до $32, когда на открытом рынке было закуплено 10,6 млн баррелей, а еще 14 млн получило от нефтяников вместо оплаты пошлин на добычу. Продав за последний месяц по «старым ценам» значительные объёмы нефти из резервов, США сделает закупку по новым, почти в два раза более низким. Кажется, в Кремле стоит поучиться как деньги «из воздуха» делать, это не многоходовки придумывать.
Кроме того, профит получит любая страна, способная значительно увеличить добычу нефти и компенсировать свои потери от цен за счет объёмов поставок. В первую очередь это – Саудовская Аравия, которая готова «выбросить» на рынок дополнительные 3,5 млн. баррелей в сутки, ОАЕ, Ирак и Нигерия. Это первый провал кремлевской многоходовки, он самый незначительный, ну потеряет страна денег – не в первой же и механизмы решения уже отработаны – можно пенсионный возраст снова поднять или еще больше больниц со школами закрыть, проблем то.
А они есть – видимо саудитов все же «за живое задели», средне- и долгосрочные перспективы энергетической торговой войны для РФ более печальные. Прямо сейчас, кроме цен, речь идет о более важном – переделе рынков сбыта, где, особенно на самых ликвидных из них, российской нефти остаётся все меньше и меньше места. Например, Saudi Aramco, один из крупнейших в мире производителей нефти, подтвердила запросы ряда европейских покупателей на поставку дополнительных объемов нефти в апреле в объёме около 1,5 млн баррелей в сутки сверх прежнего объема. В следующем месяце дополнительные партии саудовской нефти будут отгружены в адрес BP, Total, Shell, Eni и азербайджанской госнефтекомпании Socar – традиционных покупателей российской нефти Urals.
Как говорится ничего личного, ведь Saudi Aramco предоставляет сумасшедшие скидки: которые составляют: $6 за баррель для Азии, $7 – для США и $8 – для Европы, где саудовская нефть конкурирует с российским сортом Urals. Таким образом нефть марки Arab Light – самый популярный сорт Saudi Aramco – будет доступна европейским клиентам по цене на $10,25 доллара дешевле Brent и до $12 по сравнению с Urals, что привело к тому, что как минимум два крупных клиента Саудовской Аравии уже запросили на 30-50% больше поставок в апреле. Причем, дополнительные объемы саудовской нефти придут в том числе с двух месторождений-гигантов – Khafji и Wafrа, которые были «заморожены» в 2014-15 годах. Это не предупредительный выстрел, а контрольный в голову, ведь кроме снижения цен, в результате своей многоходовки Россия теряет еще и рынки сбыта своей продукции.
Причем потери рынков ожидаются весьма значительными, на грани критичных, ведь даже Беларусь… недавно концерн «Белнефтехим» сообщил о начале прокачки азербайджанской нефти по трубопроводу Одесса – Броды. 7 марта в рамках договоренностей с государственной нефтяной компанией Азербайджана SOCAR, танкер с 90 тыс. тонн азербайджанской нефти прибыл в порт Одессы для последующей транспортировки в Белоруссию с использованием трубопровода Одесса – Броды, а затем Броды – Мозырь, а ее поступление ожидается сегодня – завтра. В «Белнефтехиме» также проинформировали, что очередной танкер нефти, закупленной Белоруссией у трейдеров, прибудет 17 марта в порт литовской Клайпеды.
Да, судя по всему Путин «снова всех переиграл» и когда в РФ утверждают, что готовы пережить цену в $35 за баррель они, скажем мягко, лукавят. Во-первых, не по 35, а по 25, а во-вторых «пережить» это сколько по времени, тем более что Саудовская Аравия пока не достигла обещанной добычи в 13 млн. баррелей в день. А ведь все идет к тому, что Россию будут «дожимать до победного конца», например, Эр-Рияд уже отказался принять участие в переговорах технического комитета ОПЕК+, которые были назначены на 18 марта и на который так рассчитывали в РФ. Летом, говорят тоже встречаться бессмысленно, сигнал недвусмысленный.
Последствия энергетической войны
Сделка ОПЕК+ развалилась в самый неподходящий момент для экспортеров нефти, ведь по оценкам экспертов на рынок выйдут как минимум 3 млн баррелей в сутки, а, скорее всего, даже намного больше. Это – крах, возможно и временный, картельной системы договоренностей производителей нефти, а мы становимся свидетелями новой схемы – каждый выживает как может, поэтому возможно дело даже не в обидах, кто у кого телефонную трубку не взял.
Нефти в мире избыток уже прямо сейчас, причем значительный, а с учетом возможного введения во всем мире жестких ограничений в связи с коронавирусом, это может привести к его тотальному обвалу и существующие цены в $25 окажутся завышенными. Кто же окажется наиболее пострадавшим? Безусловно Россия. Да, есть еще Венесуэла, Ирак и прочие страны, имеющие зависимость от нефтедолларов, но, по понятным причинам, они менее интересны.
Когда Л.Федун говорит о потерях в $50 млрд. для российского бюджета это только малая, прямая их часть ведь есть еще и косвенные факторы, влияющие на них. Например, кто-нибудь помнит, что в момент «разворота на Восток» в 2014 году Кремль продал Китаю добытую в будущем нефть компании «Роснефть» Китаю на сумму около $40 млрд? Согласно договору, долг погашается поставками объёмов энергоносителя по текущей цене, то есть только в свете событий последнего месяца ее придется отдать в два раза больше.
А ведь есть еще и газ – цена на который так же в прямую от мировых цен зависит, привет «Газпрому», который кроме этого, так же рынки один за другим теряет. Здесь – вообще беда, все газовые хранилища в Европе забиты под «завязку», это Кремль так к «газовой войне» с Украиной готовился, а еще – зима теплая была, да и США контракты на поставки сланцевого газа один за другим заключает…
В общем сложно сказать, сколько Россия «продержится на запасах», но то, что не обещанные ее правительством 6-10 лет, это – точно, кажется – максимум год и то если повезет. Уже пошли разговоры, что для «компенсации» выпадающих доходов российского бюджета, обсуждается возможность опустить курс рубля до 100-120 за доллар, именно так все и произойдет, не сомневайтесь, но только после того, как Путина царем сделают. До этого момента будут «бодрые заявления», дескать, упадет рубль и что, повысятся цены на импортные товары и продукцию российского производства имеющую иностранные комплектующие и все. С этим поспорить сложно, вот только, а что в России производится? Под данные условия попадают почти все товары, а это 30- процентное и более повышение цен на них. Общий настрой нового «прогрессивного» российского премьера виден по его заявлению, что несмотря на падение цен на нефть, цены на бензин в РФ уменьшаться не будут. Перевести? Россияне – за все «чудеса» Кремля именно вы и заплатите, если сможете, конечно.
Заметьте, все это без учета ситуации с коронавирусом в России, развитие сюжета в котором для РФ напоминает нашумевший сериал «Чернобыль», только вторая часть и в реальном времени, но это, с учетом состояния российской медицины уж очень мрачный и беспросветный сценарий, да и история совсем другая.
А всего-то надо было – не воевать…
Николай Абрамов / GuildHall