Скажу малоприятную, но совершенно очевидную для меня вещь. В принципе, можно ограничиться четырьмя словами.
Донбасс – всё. Крым – всё.
Звучит непатриотично, но мы же с вами не будем приносить в жертву патриотизму реальное положение вещей? Правда?
Я терпеть не могу говорить «я же говорил», но, по факту, еще пять лет назад было совершенно очевидно, что за несколько лет оккупации на Территориях подрастет поколение, для которого мы – враги, Украина – агрессор, и т.д.
С той стороны линии разграничения Зазеркалье, населенное народом Донбасса, состоящим из двух народов – донецкого и луганского. Я, когда пишу, сам не верю написанному. И смешно, и грустно. И страшно.
Страшно, потому, что процесс продолжается. И мы на него никакого влияния за пять лет не оказывали, и оказать не могли. Российская пресса, российское телевидение, российское оружие, российские добровольцы, российские инструкторы, подразделения российской армии, российская валюта…
Если это не оккупация, то я – Махатма Ганди.
Пять лет оккупации, к которой большая часть населения лояльна. Нелояльная часть населения либо уехала, либо рискует попасть «на подвал». Школьники, которым гадят в голову пять лет. Пять лет – это с 6-го класса по 11-й! Какого результата мы ждали?
Захваченная часть Донбасса может быть возвращена только в результате военных действий. Мирная интеграция, ИМХО, невозможна. Военная сопряжена с многочисленными жертвами с обеих сторон. Несомненно, с уходом российских войск и прекращением помощи РФ сепаратистам, это решаемая военная задача, но проблема в том, что Россия с Донбасса не уйдет. Отвечать за военные преступления никто не хочет, Донбасс нужен, как громоотвод для аннексии Крыма и для создания постоянной зоны напряженности для Украины. Не в интересах РФ отдавать награбленное. Вот всунуть их Украине, как автономные – это самое оно. Сохранить политическое влияние, заставив Украину финансировать сепаратистские анклавы – это самое оно. Тем более, что токсичность территорий может нанести Украине непоправимый вред. Там уже некого спасать, если говорить глобально.
Простите, я считаю, что мирного решения донбасской проблемы нет, а военное решение на настоящий момент невозможно, а в будущем – неприемлемо. Простите меня те, кто все еще остался по ту сторону, но я не стал бы давать вам ложную надежду. Разведение войск, миротворцы по линии разграничения. Приднестровский вариант – ничего другого не вижу. И дай нам Бог дожить до варианта хорватского!
Теперь о Крыме.
Снова рекомендую посмотреть в глаза реальности.
Мост проблемы туризма решил. В Крыму полно людей, машин, палаточников. Да, это бедный турист, он готовит на горелке или на кухне, не ходит по кафе и ресторанам, какает в поле… но он есть.
Тарханкут забит, Судак – забит…
Я полагаю, что и в Ялте, Алуште, Алупке тоже все неплохо. И с открытием ЖД-сообщения будет еще лучше. Украденный конь обошелся России дороговато, но возвращать коня никто не собирается. И не соберется.
Скажу шепотом: наша надежда на возрастающее недовольство крымчан несостоятельна. Да, они скрипят от новых порядков, матерят Путина, налоговиков, заборы возле моря, но сезон есть сезон… никуда не денутся.
Возврат Крыма военным путем я не рассматриваю. У меня есть, конечно, фантастические романы, но я не настолько фантаст.
И мирного пути не вижу. Совсем не вижу.
Вижу проблему на десятилетия. Для моего поколения – навсегда. Да и дальше не представляю себе изменения ситуации.
Если искать аналог – это Кипр. Многолетняя оккупация, к которой все привыкли.
Тысячи наших соотечественников ездят и продолжат ездить в Крым, постепенно их будет все больше. Болеть перестанет, а море – вот оно, рядом. Привычно, языкового барьера нет. Граница вполне проходима.
Нет, на официальном уровне – я не вижу ни малейшей возможности для любого из президентов смириться и признать потерю Крыма. Но я не президент, я просто писатель и блогер: Крым для Украины потерян навсегда. Это больно произнести и тяжело осознать, но реальность вообще малоприятная штука.
Мы должны оставаться на прежней политической позиции. Мы потеряли значительную часть территории и агрессор должен нести за это ответственность, но…
Я, в принципе, все сказал.
Мне было грустно писать об этом, но, я уверен, что это необходимо сказать вслух.
Надо быть реалистами. Политики говорят то, что должны говорить. Нам – проще.
Ян Валетов / Facebook