В Кремле уже поняли, что чем дольше будет длиться российско-украинская война, тем выше вероятность полного поражения и распада РФ. Антикремлёвская коалиция сделала ставку на финансово-экономическое истощение противника и на естественные процессы разложения автократии в РФ, а не на военные действия. В результате РФ к осени 2018 г. вошла в системный кризис. Это вполне осознают в Москве и пробуют разные, в том числе и взаимно противоположные сценарии выхода из данной ситуации, поскольку у разных «башен» Кремля свои видения её.
В отношении Украины у них есть два противоположных сценария. Один сценарий, который поддерживается «Газпромом», – это подписать с Украиной мирный договор до конца года при условии добиться от нас признания аннексии Крыма. Оккупированные районы Донецкой и Луганской областей Кремль в рамках его готов вернуть хоть завтра, но на своих условиях, по которым возможен торг. Удобный для Кремля момент в этом сценарии – необходимость что-то решить с договором о транзите газа, срок действия которого истекает 31 декабря.
Переговоры по транзиту можно трансформировать в пакет российско-украинских соглашений. В этом сценарии есть много разных сложностей для Москвы, в том числе юридических и смысловых, поскольку РФ официально войну не объявляла. В Москве на них могут привычно «забить», – и не такое заставляли соседей подписывать под угрозой пушек, но времена другие и совсем «забить» не получится.
Второй сценарий – предпринять открытое и масштабное вторжение с целью отнять у нас Запорожскую с Херсонской, а возможно и Харьковскую области, скажем так: под предлогом защиты граждан РФ, для чего начали раздавать паспорта в ОРДЛО, и после этого подписать «вечный мир» с Украиной.
Сторонники второго сценария в Кремле на данный момент преобладают, а сторонники первого могут пойти за ними и прекратить споры. Они руководствуются мнением: если этот план удастся, то хорошо, а если нет и вторжение потерпит неудачу, – то вырастет наше влияние в Кремле. Тогда ситуацию на международном уровне мы как-нибудь «откатим» назад, и самое главное – мы получим карт-бланш на свои реформы в РФ.
По этой причине стойких и идейных противников нового и масштабного вторжения в Кремле почти не просматривается. В победе там заинтересованы все, в поражении – очень многие. Многим хочется, чтобы Путину в Украине обломали рога, и тогда они смогут сменить команду у руля.
Вполне благоприятная для вторжения ситуация будет после инаугурации Зеленского, которая, согласно Конституции, должна состоятся до 3 июня. Пока Порошенко не ушёл – лезть рискованно, но как только он передаст полномочия главнокомандующего новому президенту, то число рисков и возможных потерь при вторжении сразу резко сократится.
Причины их сокращения вполне очевидны. «Вова Зеленский – главнокомандующий» – это явно самая неудачная шутка «95 квартала». Естественно, решения будет принимать не он, а новый состав СНБО, и будем надеяться, что полной смены там, а также в Генштабе и в командовании армии не произойдёт. Как пойдут кадровые ротации в СНБО и в армии – тайна, покрытая мраком, разгадать которую можно только по кофейной гуще. Так что, точкой начала отсчёта роста угрозы вторжения является день инаугурации и объективно, чем позже она произойдёт, – тем лучше для Украины.
Над разгадкой тайны будущих назначений в «силовом блоке» сейчас бьются и Москва, и Вашингтон, а в столицах Европы больше заняты майскими выборами в Европарламент. Результатов их с нетерпением ждут в Лондоне, чтобы определиться с вопросом: выходить, как выходить или передумать и не выходить. Поэтому в Лондоне и «тянут резину», благо парламентская демократия позволяет делать это очень успешно.
Вашингтон на днях уже официально попросил у Киева список предполагаемых назначений Зеленского в «силовом блоке», чтобы понять ситуацию. Москва наоборот, сама подсунула в Киев списочек таких назначений, сопроводив его информационной компанией в СМИ и в соцсетях о том, что надо срочно судить и посадить всё командование ВСУ вплоть до комбатов. Подобную схему некогда разыграл Гитлер, подсунув Сталину через чехов папочку с фиктивным компроматом на маршалов, и был очень доволен массовыми посадками и расстрелами комсостава в Красной армии.
Интернета и соцсетей не было, а то и Гитлер наполнил бы их якобы бывшими воинами, требующими всех командиров к ответу за операции 2014-2015 г. в дух полного аудита недавней военной истории Украины.
Кремль начинает также информационную компанию по деморализации всей Украины, родственную той, которую провел Гитлер перед вторжением во Францию, убеждая её жителей: немцы и французы – это один народ, происходящий от франков, бургундов и готов. Компартия Франции и Коминтерн тоже внесли свою лепту, призывая французов не стрелять в братьев по классу – немецких рабочих, несущих им социализм, пусть и не совсем такой, как у Коминтерна.
Войну, объявленную Великобританией и Францией из-за нападения немцев на Польшу, в Коминтерне объявили нападением англо-французских империалистов на бедную Германию, обиженную Версальским миром 1918 г. и назвали «Второй империалистической». Глава компартии Морис Торез лично отказался явиться по повестке в армию и уехал из Франции.
Надо признать, эта информационная компания Гитлеру и Коминтерну вполне удалась, – Франция была деморализована, и никто в ней не доверял друг другу. У всех социальных групп было сильно подозрение, что все кроме них уже сговорились с немцами. Рядовой состав армии полагал, что начальство уже продало его немцам, а начальство полагало, что рядовой состав готов сдать его немцам как «буржуев» в обмен на социализм. В результате Франция потерпела быстрое поражение в первую очередь из-за массовой деморализации, и лишь затем из-за ошибок в стратегии и другим причинам. В 1941-1942 г. французская армия в африканских колониях даже оказывала упорное сопротивление войскам США и Великобритании, из-за чего в 1945 г. у тех были сомнения: можно ли считать французов союзниками. Сталин на их месте выслал бы всех французов как коллаборантов в Сибирь.
Подобные информационные операции по деморализации Украины и «избиению» всего командного состава ВСУ и хочет повторить Кремль перед вторжением. Есть ещё третье направление – роспуск и досрочные выборы Верховной Рады. Эту тему агентура Кремля запустила уже в канун дня голосования во втором туре как якобы идею Зеленского. Пока сам Зеленский её не опроверг, есть лишь её опровержение Дмитрием Разумковым, но его статус сейчас крайне аморфный. Со стремлением Москвы устроить досрочные выборы в июне, а не 27 октября, связана и попытка креатуры Портнова из партии экс-регионалов «Возрождение» начать в Верховной Раде сбор подписей за отставку Парубия.
Один из смыслов этих телодвижений за немедленный роспуск Верховной Рады – лишить Украину парламента и оставить до июля только одного нового президента в качестве легитимного высшего государственного органа. Если Москве этот план удастся, то время от дня инаугурации Зеленского и до дня досрочных голосований в Верховную Раду в июле-июне будет идеальным периодом для вторжения.
Так как выборы будут в мажоритарных округах проходить в два тура с интервалом в две недели, и к этому надо добавить время на подсчёт голосов и вручение мандатов новым депутатам, то удобный для вторжения период растянется не только на июнь, но и на июль. Август тоже не стоит сбрасывать со счетов, – лето оптимальный сезон для военных действий, особенно, если у противника непонятки с командованием.
Поэтому Москва с 1 июня и переводит продажу бензина и нефти в Украину в режим ручного управления. Безопасна от вторжения лишь часть мая до дня инаугурации.
Сергей Климовский / Обозреватель