субота, 14 вересня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Александр Мотыль: Почему Зеленский – катастрофа для Украины Владимир Зеленский производит впечатление порядочного человека, но от нескольких его публично выраженных взглядов веет грубостью или вопиющей глупостью

В мире неспокойно, Россия оккупирует часть Украины, украинским реформам предстоит пройти еще немалый путь, а в большинстве европейских стран отступает демократия, пишет Александр Мотыль для Atlantic Council (перевод – Новое время).

Украинцы должны были бы обеспокоиться? У них должно было появиться желание увидеть опытного человека за штурвалом государства? Да. Но вместо этого украинцы собираются выбрать в президенты 41-летнего телевизионного комика Владимира Зеленского.

Согласно последним рейтингам, в первом туре выборов, 31 марта, Зеленский берет верх со счетом 16,4% голосов над 9,6% бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко и 10,8% президента Петра Порошенко. Во втором туре (в апреле) Зеленский сможет победить Порошенко со счетом 39,6% к 18,1% и Тимошенко – с 35,5% к 22,2%.

Популярность этого комика, очевидно, является симптомом общей неудовлетворенности украинцев существующими политическими элитами, которых они обвиняют в неспособности удовлетворить высокие ожидания, порожденные революцией Евромайдана 2014 года. Неудивительно, что преимущественно русскоязычный Зеленский имеет большую поддержку на юго-востоке и среди молодежи, поскольку эти две группы наиболее отдалены от украинских элит.

Какой бы ни была мотивация его сторонников, избрание Зеленского станет катастрофой для Украины. Он производит впечатление порядочного человека, но только от нескольких его публично выраженных взглядов веет грубостью или вопиющей глупостью. И самое главное, он – абсолютно неопытный как политик. Единственный опыт с тем, что каким-то образом напоминает мир политики, пришел к нему через роль президента-реформатора, которую он играет на телевидении. И этого не достаточно в такой критический момент для украинской – а также мировой – истории.

Победа Зеленского практически незамедлительно приведет к следующим пагубным выводам для Украины.

Во-первых, отношения Украины с Западом атрофируются, поскольку Зеленский только пытается понять, какие западные институты и органы являются наиболее важными для его страны. Переговоры с МВФ, Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития замедлятся. Между тем американские и европейские лидеры в своих отношениях с Украиной займут выжидательную позицию. То же самое сделают инвесторы, которые поступили бы глупо, вложив свои капиталы в страну, которой руководит комик.

Во-вторых, украинские олигархи, которые частично отошли в тень в течение последних пяти лет, воспользуются неопытностью Зеленского и его неспособностью управлять сложными правительственными структурами, чтобы организовать свое возвращение. Так же, как и коррупционеры на всех уровнях общества и государства. Украинский ВВП пойдет на спад, теневая экономика вырастет, безработица возрастет, торговля с Европой сократится, а отток мозгов – особенно тех молодых людей, которые выбрали Зеленского – усилится.

В-третьих, реформы вдруг остановятся. Для начала, Зеленский понятия не имеет, как сейчас меняется общество, экономика и политика, и у него уйдет год или два на то, чтобы все это узнать. Бюрократический и административный хаос, который поднимется после того, как Зеленский придет к власти, сосредоточит все внимание нового президента на том, чтобы поддерживать или заново устанавливать порядок в социальной, политической и экономической системе, которые начнут разрушаться.

В-четвертых, Путин и его миньоны в отколотых регионах на юго-востоке Украины будут довольны прогрессом разложения Украины под руководством Зеленского. Кто мог бы справиться со страной, которую они считают шуткой, лучше, чем клоун? Кто мог бы потерпеть больший крах с возможными провокациями на оккупированных территориях, на Азовском море или материковой Украине? Путин почувствует большой соблазн начать вооруженное наступление на, скажем, Мариуполь, сразу же после инаугурации Зеленского. Возможно, еще более опасным будет наступление пропаганды, которая будет пытаться склонить наивного Зеленского к ряду обязательств, равносильных отказу Украины от своего суверенитета.

И если эти возможные варианты не повлекут достаточно плохих последствий, есть большая вероятность того, что парламентские выборы в Украине этой осенью породят раздробленный и застойный законодательный орган, не способный договориться ни о чем. Тогда Украина получит худший из трех возможных миров – слабого президента и слабую Раду перед лицом серьезных внутренних и внешних вызовов.

Тогда для новой евромайданной революции наступит идеальное время – возможно, даже в течение первых месяцев после избрания Зеленского. Впрочем, на этот раз очень вероятно, что она будет изначально насильственной, поскольку украинское население имеет удивительно крупные частные запасы оружия, а украинская армия почти наверняка станет на сторону протестующих и против комика в роли главнокомандующего. Маловероятно, что Путин сможет удержаться от того, чтобы поспешить на помощь своим русскоязычным вооруженным братьям на место, которое он считает Малороссией.

Да, эти сценарии худшие из того, что можно себе представить. И то, что делает их еще более ужасными, заключается в том, что при Зеленском в роли президента все это можно представить с относительной легкостью. По сравнению с кем угодно – Порошенко, Тимошенко или бывшим министром обороны Анатолием Гриценко – во главе государства.

Когда Путин уйдет, и если Россия когда-нибудь решит отказаться от построения империи, украинцы будут иметь полное право выбирать клоуна в президенты. Но к тому времени им следует осознать: управлять страной в сегодняшнем опасном мире – это не шутки



Поділіться цим