п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Владимир Огрызко: Ошибки будут дорого стоить Европе События во Франции и Великобритании означают лишь то, что украинцы должны смотреть на Европу открыто

Так как парламент Великобритании не вынес Терезе Мэй вотум недоверия, я бы не стал ставить точку на истории с Брекзитом. Что двигало британскими парламентариями сказать не могу, но уже сама постановка вопроса свидетельствует о серьезных изменениях в подходах. Поэтому не надо забегать вперед – по-моему, ситуация в Великобритании будет развиваться довольно нестандартно.

В любом случае это очевидно свидетельствует о том, что процесс, который начал предыдущий премьер-министр Джеймс Кэмерон, нанес ощутимый ущерб и Великобритании, и Европе. Сейчас это понимают все – и по эту, и по ту сторону Ла-Манша. Согласно опросам, если бы референдум по выходу из ЕС состоялся сейчас, то большинство граждан Великобритании голосовали бы против. Сегодня они поняли, что это была ошибка, и это будет стоить дорого. И здесь уже действует политическая инерция, при которой повернуть назад значит потерять лицо. Настроенность довести дело до конца не дает британскому правительству возможности трезво посмотреть на ситуацию.

И мне кажется, точка невозврата не пройдена. В конце концов, если пойти чисто формальным путем, то на уход от Брекзита нужно и решение-согласие парламентов всех членов ЕС. А вдруг один из них выступит против? Вот тогда и начнется самое интересное. Хоть это и из разряда политических фантазий, и иногда и они становятся реальностью. Думаю, что из Лондона мы услышим еще немало интересных новостей.

Что касается протестантов из Парижа, то у них прослеживается странная традиция – бить все подряд. Накануне сообщалось о сотнях сожженных автомобилей, разбитых витринах – в определенной степени это такое средневековое варварство. Зато украинский Майдан был совсем другим. Когда началось противостояние, украинцы все равно не громили магазины. Другой вопрос, что украинская власть действовала даже не жестко, а жестоко. Париж не так, но также прибегает к силе – и это, на мой взгляд, традиционный подход тех, кто у власти и хочет ее использовать.

В общем, протесты – это реакция французского среднего класса на политику Макрона. К большому сожалению, как это часто бывает, обещания одни, а реалии – другие. В этих событиях я вижу в основном социальный подтекст. Хотя и не без руки Москвы, приложившейся к тому, чтобы поднять их градус. Это становится очевидно, когда некоторые люди ходят по Елисейским полям, держа в руках флаг так называемой «ДНР», и портят вывеску культурно-информационного центра при посольстве Украины во Франции и прочее.

Если многочисленные боты работают на раздувание темы протестов, следовательно русские и там наследили. Но поможет ли это? Думаю, что нет. В этом случае Кремль лишь пытается поиграть на проблемах – не думаю, что его роль здесь настолько велика, как кто-то бы хотел это подать.

Повлияют все эти события на стереотипы украинцев о цивилизованной Европе? В конце концов, я бы не сказал, что нами управляют стереотипы – события в Европе мы все же анализируем. И в определенной степени все то, что там происходит, является нормальным – люди имеют право на протест, другой вопрос – каким образом. В той же Франции ранее проходили многотысячные мирные демонстрации, где требовали изменения той или иной политики. Сейчас же все радикализировалось и перешло в некий бунт. Безусловно, он не является примером для Украины, да и не должен.

Все эти события означают лишь то, что мы должны смотреть на Европу открыто, видеть позитив, но также и то, что нам кажется неприемлемым – и не использовать это. Но, несмотря на весь негатив, позитива все же гораздо больше.


Владимир Огрызко / Новое время
Поділіться цим