Сразу после инаугурации Путин подписал «майский указ», состоящий из одних «добрых пожеланий», в котором поставил перед российским правительством чисто маниловские задачи:
– повысить продолжительность жизни и снизить уровень бедности;
– ввести Россию в число крупнейших экономик мира;
– осуществить диверсификацию экспорта;
– сделать доступной ипотеку;
– построить дороги;
– улучшить экологию и т. д. и т. п.
Как оказалось, «майский указ» никак экономически не был проработан и финансово не обоснован. По-просту, на его реализацию «денег нет» – правительству РФ не хватает 8 трлн рублей.
Под стать Манилову (от глагола «манить», «заманивать») – герою «Мертвых душ» Гоголя – Путин идеально исполнил перед «дорогими россиянами» роль бесплодного сентиментального мечтателя и прожектера.
Вот, что за сто дней Путина в Кремле реально произошло:
– повышение пенсионного возраста на 5 лет;
– увеличение НДС до 20%;
– новые санкции США;
– падение рубля.
Но это далеко не полный перечень «достижений» Путина. За сто дней он еще успел осчастливить «дорогих россиян» во многих других сферах.
Например:
– почти на 50% увеличил размер пошлины за оформление загранпаспорта и водительских прав;
– продлил действие своего же указа о запрете ввоза в Россию ряда продуктов из развитых стран;
– ввел дополнительные импортные пошлины на американские товары и запрет на импорт лекарств и медицинского оборудования;
– сократил бюджет национального проекта «Экология» на 320 млрд рублей (17%), по направлению «Чистая вода» – в два раза (258 млрд вместо 551 млрд);
– назначил себе новые полномочия, позволяющие скрывать информацию о ряде компаний, связанную с внешнеторговой деятельностью, несмотря на действующий закон о госкорпорациях;
– создал в Министерстве обороны России Главное военно-политическое управление, на которое возлагаются функции идеологической обработки солдат и офицеров;
– объявил о проведении в сентябре крупнейших с 1981 года военных учений для отработки большой войны. В военных учениях «Восток-2018» примут участие около 300 тысяч военнослужащих, 36 тысяч танков и другой бронетехники, больше 1 тысячи летательных аппаратов;
– подписал указ, устанавливающий новый государственный праздник в России в честь присоединения Крыма в 1783 году;
– отказался выводить российскую армию из Сирии, продолжая использовать гражданскую войну в Сирии в качестве полигона для испытания российского оружия;
– поощряет, несмотря на законодательный запрет, создание и использование частных военных компаний в гражданских войнах и вооруженных конфликтах, в том числе в Сирии и на Донбассе;
– оказывает дипломатическую и иную поддержку террористическому движению «Талибан».
На все эти милитаристские игры и войны, как вы понимаете, нужны деньги. Вот Путин, как сообщает Блумберг, и заговорил про «ускорение» и потребовал на это с российского бизнеса $120 млрд. Кремль пока отложил планы повышать налоги на бизнес после жалоб олигархов, но теперь «стимулирует» их потратить в течение нового президентского срока Путина $120 миллиардов на «инвестиции».
Куда пойдут эти «инвестиции», нетрудно убедиться из перечисленных выше «достижений» путиномики: вряд ли они будут направлены на здавоохранение и образование «дорогих россиян», скорее всего, даже если российский бизнес и скинется в путинский «общак», они уйдут на очередные военные авантюры.
Свежий пример – убыточность «Газпрома». По итогам первого полугодия денежный поток «национального достояния» остался отрицательным: поступления на счета не покрыли все расходы, а чистый долг взлетел до нового исторического рекорда в 2,433 триллиона рублей, из которых 791 млрд рублей «Газпром» потратил на трубопроводы в Китай, Европу и в обход Украины. После решения Стокгольмского арбитража, присудившего в пользу «Нафтогаза» Украины $2,6 млрд, «Газпром» оказался отрезан от международных рынков капитала. Из-за угрозы ареста счетов «Газпром» был вынужден заморозить программу внешних займов, не имея возможности ни рефинансировать старый долг, ни привлечь новый.
В аналогичном положении находятся все отрасли путиномики – Запад, в первую очередь санкции США, отключил ее от источников финансирования.
Сколько же Путину потребуется на «перестройку», не говоря уже о «гласности» и «плюрализме», остается только догадываться.
Евгений Платон / Facebook