четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Кирилл Сазонов: Яд из ОРДЛО начал отравлять Украину и Россию Оккупационные власти так называемых «ДНР» и «ЛНР» напоминают обезьяну из анекдота и не только внешне

Экологическая «мина замедленного действия» в Донбассе, похоже, пришла в действие. И последствия накроют не только оккупированные территории, но и соседей – Запорожскую и Днепропетровскую область. Под удар попадает и Азовское море. С большой вероятностью список жертв пополнит и Ростовская область России, но это слабое утешение. Остановить распространение удара технически достаточно сложно и дорого, пишет Кирилл Сазонов для Информатора.

С точки зрения традиционных для Донбасса экологических угроз нынешние оккупационные власти так называемых «ДНР» и «ЛНР» напоминают обезьяну из анекдота и не только внешне. Сидит себе примат в джунглях верхом на атомной бомбе и постукивает камнем по капсюлю. А на предупреждения о том, что подобное обращение может закончится взрывом легкомысленно отвечает, что у нее в запасе есть еще одна. Обезьяну не жалко. Но пострадают окружающие на приличном расстоянии.

Итак, вчера, 4 мая из-за затопления шахт в оккупированной части Луганской области произошел прорыв шахтных вод на шахте Золотое, которая входит в структуру ГП Первомайскуголь. Согласно сообщению, приток воды в шахте увеличился до 2000 м куб. в час и потому были остановлены работы по добыче угля и прекращено прохождение горных выработок. Дело не в локальном повышении уровня поступления воды в связи с чем отдельная шахта получила проблемы. Ситуация гораздо шире и причина в источнике «лишней» воды. Он в брошенных и закрытых боевиками шахтах на оккупированной территории.

Специалисты уже заявили, что считают причиной увеличения объемов поступающей воды прорыв воды из затопленных шахт Родина и Первомайская, которые расположены на оккупированной части Луганской области и гидрологически связаны с шахтой Золотое. На шахте введен в действие план ликвидации аварии и установлено круглосуточное дежурство. Но это не спасает. Просто потому что мощностей на объекте недостаточно для откачки такого объема воды, из-за чего уровень затопления продолжает расти. То есть другие шахты могут спокойно выстраиваться в очередь. И не только шахты.

В украинских и европейских СМИ уже не раз всплывала информация о том, что боевики закрывают шахты на оккупированной территории, а на откачке шахтных вод привычно экономят. Видимо, будущее региона их совершенно не интересует. Рано или поздно уровень шахтных вод поднимается до критической отметки и регион получает весь комплект неприятных последствий. Тут целый список – от вытеснения к поверхности шахтного газа метана (ждите взрывов в подвалах) до подтопления фундаментов жилых домов и непригодной для питья воды в колодцах. Но это проблемы локального характера. Риски для соседних областей формируются благодаря гидрологическим перетокам подземных вод на самых разных уровнях глубины. И тут начинаются проблемы для всех.

Первая – самая предсказуемая. Проникновение соленых шахтных вод в водоносные горизонты на достаточно большие площади. А с учетом подземных течений в отдельных направлениях это очень приличное расстояние. Как следствие – непригодная для питья вода в колодцах, заражение речек и озер, а также повышение количества соли в почве. Последнее проходит не быстро, но тоже уверенно. В Днепропетровской и Запорожской (и в Ростовской, будь она неладна) последствий долго ждать не придется. Добавьте каналы, которые снабжают города водой открытым способом. Ну а река Северский Донец всю эту вредную воду быстро донесет до акватории Азовского моря. Последствия для экологической ситуации толком никто не просчитывал.

От предварительных ласк переходим к самым серьезным угрозам. Перетоки шахтных вод из ОРДЛО к соседям чреваты не только солями. Все гораздо хуже. Про шахту «Юнком» в последнее время писали столько, что нет смысла подробно пересказывать доступные материалы. Лаконично – в один абзац напомню. При СССР Москву очень раздражала высокое количество метана в залежах угля Донбасса. Тормозит процесс добычи дегазация, а иногда взрывы вообще останавливают процесс. А стране нужен уголь. Вот и решили устроить поземный ядерный взрыв, чтобы встряхнуть почву и выпустить лишний раз. Научно все описано сложнее, но дело не в деталях. Прогнозы не оправдались. После взрыва в шахте образовалась большая радиоактивная капсула, предприятие пришлось законсервировать. Подробностей в Сети много, не буду усложнять деталями. Сейчас шахта находится недалеко от Енакиево на оккупированной территорией. И если эти разломы и капсулу затопит шахтными водами – разносить по региону будет не только соли, но и радиацию. А власти «недореспублики» официально махнули рукой и приняли решение о затоплении «Юнкома».

Следующий пункт в списке угроз известен гораздо меньше и пишут о нем в основном местные. Что не делает его менее опасным. В Горловке (тоже под оккупацией) недалеко от Никитовки и жилмассива «Комсомолец» расположен уже закрытый ртутный карьер. Там при Союзе открытым (!!!) способом добывали киноварь, из которой и получают ртуть. Для понимания масштабов – в свое время этот комбинат обеспечивал до 50% потребности в ртути всего СССР! Представляете, какие там выработки и карьеры? Не буду расписывать в деталях последствия – попадание ртутных карьеров (они уже давно затоплены) в общую гидрологическую цепочку с подземными шахтными водами всерьез «обогатит» адскую смесь, которая под землей будет расползаться, как пятно. Специалисты говорят, что это вполне реальная угроза.

Подобные перспективы заставили вздрогнуть даже Запад, который расположен гораздо дальше Днепра или Киева от эпицентра угрозы. ОБСЕ и США уже призывали Москву и подконтрольные ей режимы десять раз подумать об ответственности при затоплении «Юнкома». Впрочем, при таком развитии событий слово «дальше» можно заменить на «дольше ждать». А вот к украинским прилегающим регионам реальная экологическая катастрофа гораздо ближе. И рассчитывать на здравомыслие и ответственность лидеров боевиков или Кремля явно не имеет смыла. То есть необходимо уже сейчас иметь комплекс мер по локализации угрозы. Раз уж мы по объективным причинам не можем ее ликвидировать или предотвратить. Иначе проблема переселения жителей приобретет совсем другие масштабы. И раз уж Запад обеспокоен – не грех поддержать Украину в этом вопросе финансово.


Поділіться цим