6 апреля Центральный суд Сеула приговорил бывшего президента Южной Кореи Пак Кын Хе к 24 годам тюрьмы за коррупцию и злоупотребление полномочиями. Приговором своей экс-президенту Республика Корея в очередной раз показала всему миру пример того, как политики должны отвечать перед народом за свои действия. И мой опыт длительной дипломатический работы в этой стране показывает, что Южная Корея может преподнести лидерам Украины, и, прежде всего, президенту Петру Порошенко, не только урок высочайшей личной ответственности и абсолютной моральности всех действий лидера государства, пишет глава политической партии «Основа» Андрей Николаенко для Апострофа.
Напомню: Южная Корея – это президентская республика, в которой глава государства обладает широчайшими полномочиями в сфере исполнительной власти. Но полномочия не означают бесконтрольности. И механизм импичмента президента в Южной Корее применялся уже неоднократно. Для корейских лидеров импичмент – это неприятная, но не всегда трагичная история. В 2004 году корейская оппозиция выдвинула обвинения в коррупции тогдашнему президенту Но Му Хёну. Парламент объявил ему импичмент, но Конституционный Суд отметил это решение. И президент Но Му Хён продолжил свою работу. Поэтому для президента выгода от создания действительно правового государства заключается в том, что оно способно защитить интересы не только всех граждан, но даже и самого главы государства. Который всегда имеет возможность доказать свою правоту и вернуть не только доброе имя и доверие граждан, но и свой пост, рассчитывая на справедливость суда.
Считаю, что важным корейским уроком для Петра Порошенко может стать то, что война и проблемы с территориальной целостностью страны – не катастрофичная помеха развитию экономики. Корея всего за два поколения прошла путь от отсталой аграрной экономики до одного из мировых экономических лидеров. И сегодня, когда в мировом политикуме вспоминают о различных концепциях объединения Кореи, южнокорейский ВВП под $30 тысяч на душу населения является наиболее весомым аргументом в пользу присоединения Севера к Югу, а не наоборот.
Южная Корея для Порошенко – это урок насчет обеспечения реальной энергетической независимости. Корея, в отличие от Украины, крайне бедна полезными ископаемыми и природными ресурсами. Там нет почти ничего, в том числе нефти и природного газа. Но Корея взяла курс на развитие атомной энергетики. И уже экспортирует технологии. Корея диверсифицировала поставки сжиженного природного газа. И предлагает передовые технологии всему миру. В том числе и Украине. Корея является одним из крупнейших в Азии экспортеров нефтепродуктов.
Южная Корея может преподнести Петру Порошенко урок реальной заботы о развитии экономики регионов. Это показала даже недавно закончившаяся зимняя Олимпиада в провинциальном Пхенчхане. Который получил отличный импульс и инфраструктуру для дальнейшего развития.
Кстати, итоги этой Олимпиады тоже должны стать уроком того, как государство должно развивать национальный спорт. Южная Корея в медальном зачете XXIII зимней Олимпиады-2018 получила 17 медалей. Украина – всего лишь одну. Неужели главе украинского государства не стыдно, что многочисленными победами на Олимпиадах могут блистать лишь украинские паралимпийцы? Они взяли в Пхенчхане 22 медали, а корейцы – три.
Важным уроком для Порошенко должна стать реальная забота власти «о корейском национальном производителе». Корейцы фактически «с нуля» создали тяжелую индустрию, машиностроение, судостроение, электронику, развивают космические технологии. В Украине же этот фундамент индустрии лишь разрушается. И президент радуется покупке импортных локомотивов и вертолетов.
Южная Корея может преподнести главе украинского государства урок того, что же такое эффективная политика занятости. Сегодня безработица в республике – менее 4%, в отличие от 10% в Украине. И эмиграция высококвалифицированных работников из Украины в Европу и Россию – это совсем не лучший способ борьбы с безработицей, как, вероятно, уверяют президента Порошенко его советники.
Южная Корея может преподнести президенту Порошенко урок того, что такое сбалансированная социальная политика. Которая имеет очень четкий интегральный индикатор – среднюю продолжительность жизни. Сегодня в Южной Корее, по данным ОЭСР, она достигла почти 82 лет. А в Украине – в среднем чуть больше 70 лет.
Поэтому при такой продолжительности жизни в Южной Корее, даже 66-летний экс-президент, посаженный на 24 года, в случае помилования имеет возможность выйти на свободу и еще прожить в свободной и зажиточной стране.