Хотя наша социология уже давно не совсем точная обезличенная математика, а исключительно манипулятивная (формирующая) технология, тем не менее, сейчас она все-таки слишком объективна и красноречива. Цифры – партийные и президентско/кандидатские – буквально завораживают.
Все ведь предельно ясно. Понятно, что гениальнейшие (ирония!) «креаторы коалиции» наперебой пытаются доказать, что в совокупном рейтинге партий власти, с трудом дотягивающем до крутейших 5% популярности, много философского смысла и это вообще дает отличные стартовые возможности для триумфального избирательного цикла. Впрочем, этим креаторам все… божья роса, что льется в глаза. Мы же пока сделаем ряд важных и объективных предварительных выводов…
Первый: разочарование. По всем фронтам. В обществе это сильно доминирующий тренд. И разочарование только нарастает. Его нельзя перекупить уже практически ничем. Даже реальными реформаторскими успехами. Тем более, что успехов – крутых, прорывных, многообещающих – и не будет. А будет опять традиционный вал советских выездных пикников чиновников, арбузных и угольных барж и pr-кривляний особо одаренных fb-министров…
Второй: налицо реальная ненависть к партиям власти. Ребрендинг не поможет. Партии власти для массового сознания – это базовое зло. И у них банально нет места в поствыборной жизни. Как у брендов – точно. У отдельных ярких личностей – тем более. А так как «партии власти» совсем не смотрят по сторонам и только приумножают свои жратвовые аппетиты, то ненависть неизбежно перерастет в физическое насилие. Важно даже не то, что эти партии имеют всего по несколько процентов поддержки. Куда страшнее системная массовая ненависть, выраженная в 50+ %…
Третий: обнуление рейтингов БПП и НФ не является следствием какой-то сильной контрпропаганды. У нас просто никто и не ведет ее осмыслено. «Батькивщина» чаще молчит, а «Опозиционный блок» просто исчез из дискуссий. Российская же контрпропаганда вызывает только стойкое раздражение. С другой стороны, все ключевые медийные площадки и тем более агрессивные сетевые сообщества (живые ботфермы) кормятся сугубо из рук партий власти. И? И это приводит только к еще большей ненависти. Потому что слова сильно расходятся с делами, а профессиональные компетенции давно заменены на злобу и агрессию…
Четвертый: ставка партий власти на ультрапатриотизм – переименования, гимнопения и запреты на фоне провалов – играют в минус. Потому что ультрапатриотизм – это не более 12-15% электората. На всех. Но даже там у них не получается собрать, потому что ультрапатриотам нужно еще больше радикализма и закрытый лагерь для своих… Ну и самое отвратительное. Рост голимого ляшко/подобного популизма…
Михаил Подоляк / Facebook