У нас которые сутки радуются уничтожению «вагнеровцев» в Сирии американцами. В общем, радость можно понять. Но, на мой взгляд, главного никто не заметил. Собственно, речь об уничтожении вовсе не кадровых российских частей, а фактически наемников.
И, собственно, это одна из фундаментальных особенностей нынешнего этапа российских экспансионистских операций – доминирование в них разного рода «солдат удачи». Они выполняют основные функции, а регулярная армия вступает в действие только в определенный момент для решения конкретных задач. Как, например, Иловайск.
Таким образом, Россия может воевать почти бесконечно долго. Набрать контингент – не трудно. «Ветеранов» хватает. Мобилизуя их в различные формирования, Россия одновременно «убивает двух зайцев»: избавляет бюджет от нагрузки действующих и потенциальных военных пенсионеров, трудоустраивает потенциально опасные кадры, решает «социальные задачи» по регионам из-за выплат мобилизованным подобным образом.
Поскольку речь фактически о наемниках, которые и сами это понимают, их гибель довольно слабо сказывается на моральном духе как армии, так и общественности. С их помощью можно решать различные задачи, формально не вступая в войну. Их можно «тратить» почти бесконечно долго, получая главное преимущество – времени, имея возможность «выжидать» изменения ситуации в мире.
И чисто с прагматической, внеморальной точки зрения эта «система» достаточно неплохо работает. Тем более, если учесть, что финансируют эти формирования, в основном, различные российские «олигархи», что делает все это еще более выгодным для Кремля. Ведь формально не означает вывода денег из бюджета, и, самое главное, усиливает связь между «царем» и «боярами», которые, таким образом, становятся «повязанным кровью».
Поэтому, в конце концов, сколько бы в Сирии их не «шинковали», но глобально – это мало на что повлияет. И в этом – сила российской системы, которая действительно в некоторых моментах выглядит ужасно, но чрезвычайно стабильно.
Петр Олещук / Facebook