Благодаря журналистам все узнали, что генеральный прокурор Юрий Луценко с семьей съездил в отпуск на Сейшельские острова, потратив 52 тысячи евро. Генпрокурор пояснил, что это был отдых, который может позволить себе средний класс. Но почему-то такое заявление генпрокурора у среднего класса не нашло большой поддержки. По крайней мере, в соцсетях. Мне оно тоже показалось странным. Объясню почему, пишет Кристина Бердинских для Нового времени.
Приведу несколько примеров. В 2012-м году я ездила в польский город Гданьск, и в региональном отделении редакции Газета Виборча общалась с одним журналистом. Этот журналист – Михал Туск, сын Дональда Туска, который на тот момент был действующим премьер-министром и самым влиятельным чиновником страны. Рабочее место сына премьера ничем не отличалось от украинских редакций. Стол и компьютер в общей комнате. Туск писал статьи преимущественно о транспорте.
Я прошлась с журналистом по улицам города, и никто на него не обращал внимания. Думаю потому, что люди не догадывались, что это сын премьер-министра. А если бы и догадывались, им было бы все равно.
И очень скоро о сыне Туска узнала вся страна. Он перешел на другую работу, консультировать авиакомпанию OLT Express, помогать ей с пиаром и разработкой маршрутов. Авиакомпания очень скоро обанкротилась, поскольку была частью финансовой пирамиды. Но с сыном премьер-министра это не связано. Его катастрофическая ошибка заключалась в том, что он выбрал очень плохое место работы. За что и пострадал. Попал на обложки всех еженедельников, до сих пор ходит на допросы.
В Украине в то время премьер-министром был Николай Азаров. Его сын жил в Вене и баллотировался на выборах в бедном Славянске. На месте сына Туска, он бы просто купил авиакомпанию, а не пошел туда работать пиарщиком.
Также я общалась с дочерью Александра Квасьневского, бывшего президента Польши. Ее также звать Александра. На тот момент она работала ведущей на радио и телевидении. Александра Квасьневский стала очень популярной после участия в телешоу «Танцы со звездами». Конечно, ее бы не позвали в шоу, если бы не фамилия отца. И именно участие в «Танцах» дало старт ее телевизионной карьере. Но в Украине принято делать иначе. В Украине отец бы просто купил ей телеканал или отдельное шоу. Или же пригласил в партийный список блока имени папы.
Дочь тогдашнего спикера сейма Евы Копач также жила в Гданьске. И работала обычным врачом в местном роддоме. Не для рекламы или продвижения мамы. Просто нет ничего особенного в том, чтобы пройти путь наемного работника или маленького предпринимателя перед тем, как пойти дальше. Это и есть общество среднего класса. В Польше его доля составляет около 50%.
В Украине мама, уходя в политику, переписала бы свой бизнес на дочь или сына, благодаря чему дети стали бы успешными бизнесменами. Так произошло с сыном Луценко, которому всего-навсего надо было принять подарок в виде нескольких фирм от мамы. И в этом для Украины тоже нет ничего особенного.
Хочу вспомнить и другой пример. В 2013 году министр транспорта Польши Славомир Новак был вынужден уйти в отставку, после того, как журналисты обнаружили, что он не задекларировал дорогие часы. Также журналисты выяснили, что он встречался и проводил переговоры с какими-то бизнесменами. Никакой коррупции в действиях Новака не нашли. Но его политической карьере пришел конец. Репутацию Новака не спасли даже суды. Единственное, что оставалось экс-министру – работать в бизнесе или принять предложение от Украины, приехать сюда ремонтировать дороги. Что он и сделал.
Я не идеализирую польских политиков. То, что происходит сейчас в Польше, вообще вызывает огромное беспокойство. Только средний класс там почему-то даже во времена странных политических решений не уменьшается. Он крепкий.
В Украине же политики по-настоящему никогда не боролись за то, чтобы средний класс составлял не 10%, а хотя бы 30% или 50%. Малый и средний класс сам научился решать свои проблемы, не полагаясь на государство и политиков, которые на каждых выборах борются за голоса бедных людей. И такое положение вещей, к сожалению, выгодно многим украинским политикам. Государство мало делает для того, чтобы средний класс захотел пойти на избирательные участки. Ведь он и сам как-то выживает в этом малоблагоприятном бизнес-климате, зарабатывает деньги, сталкивается с судами и рейдерством, еще и ездит за границу на отдых. И не завидует чужим Сейшелам и Мальдивам.
Надеюсь, что представителей среднего класса с уровнем доходов как у нынешнего генпрокурора в Украине с каждым годом будет все больше. Люди будут открывать собственный бизнес, и он станет успешным и без влиятельных родственников.