п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Александр Гольц: Почему в России вновь вспомнили о наемниках Похоже, российским генералам вновь решительно не хватает «людишек», которых можно бросить для участия в какой-нибудь полусекретной войне

Есть законопроекты, которые, подобно почтовым голубям и отвергнутым воздыхателям, всегда возвращаются. Вот и сейчас первый зампред думского Комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов сообщил, что в течение месяца в Госдуму РФ будет внесен законопроект, легализующий частные военные компании. По его словам, законопроект разрешает привлекать членов военных компаний к участию в контртеррористических операциях за рубежом, защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии, а также к защите различных объектов.

Начиная с 2014 года, такие проекты по меньшей мере дважды пытались протащить через российский парламент, но всякий раз порой под откровенно надуманными предлогами их отвергали. По слухам, активно возражала ФСБ (хоть в официальных заключениях не противилась). Если так, то это тот редчайший (если вообще не единственный) случай, когда я полностью солидарен с главной отечественной спецслужбой. В российских реалиях государство не должно делегировать право на насилие. По той простой причине, что при наихудшем развитии событий в условиях масштабного кризиса наличие неких частных армий может привести к исчезновению государства как такового и превращению ядерной державы в гигантское «гуляй-поле».

Хоть ЧВК существуют в западных государствах с начала 1960-х, идея учреждения частных военных компаний в России осенила начальственные мозги аккурат в 2014-м, когда началась гибридная война в Украине. Тогда российскому руководству показалось (бог весть, кто «докладывал вопрос» в Кремле или Минобороны), что, наняв ЧВК, оно освобождается от какой-либо ответственности за «секретные» действия бойцов, получивших «секретные» деньги. При этом все сторонники этой идеи не устают ссылаться на зарубежный, прежде всего американский опыт.

Надо сказать, что военный аутсорсинг, когда ЧВК нанимают для выполнения военных задач, имеет в США, прежде всего, экономический смысл. Жизнь американского солдата стоит очень дорого. В прямом смысле этого слова: в случае гибели военнослужащего США Пентагон должен выплатить больше миллиона долларов. При этом некоторые выплаты – пенсия семье, оплата образования детей и многое другое – могут продолжаться в течение долгих лет. И вот, чтобы избежать этого, было решено нанимать ЧВК (которые сами выплачивают страховки) для выполнения определенных задач, не связанных с широкомасштабными военными операциями.

Реалии украинской и сирийской операций довольно быстро продемонстрировали иллюзорность расчетов на то, что участие «добровольцев-наемников» из России может избавить Москву от ответственности за происходящее. Как только случались потери, которые практически неизбежны при любой широкомасштабной операции, тут же выяснялось, откуда именно прибыли погибшие. Подозреваю, что именно поэтому российское руководство в какой-то момент потеряло интерес к легализации ЧВК, вроде «группы Вагнера», командиров которой до поры, до времени щедро награждал Владимир Путин.

Но вот на днях в ходе своей традиционной пресс-конференции министр иностранных дел Сергей Лавров был спрошен о судьбе двух россиян, попавших в плен к террористам из ИГИЛ. Сообщив, что МИД целиком полагается на российских военных (которые уже заявили, что эти конкретные граждане никакого отношения к военному ведомству не имеют) Лавров пустился в рассуждения о необходимости легализации ЧВК: «Здесь нужно четко зафиксировать законодательную базу для того, чтобы эти люди были в правовом поле защищены». Из чего следует, что, по мнению главы дипломатического ведомства, гражданин России может быть защищен только в том случае, если он принадлежит к какой-то «конторе», ну если не к Минобороны и не к ФСБ с СВР, то хотя бы к «Вагнеру»…

Тут же оживились думцы. «Деятельность частных военных компаний (ЧВК) нуждается в законодательном регулировании, так как полулегальное существование таких компаний – это слишком опасно», – заявил первый замруководителя, глава экспертно-консультативного совета думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев. Идею тут же подхватил председатель Комитета по обороне генерал Владимир Шаманов: «Нужно реализовывать легализацию ЧВК через отдельный закон в соответствии с мировой практикой».

Хоть Путин, в бытность премьером, ратовал за легализацию ЧВК, ныне Кремль пока решил не связываться со скользкой темой. Президентский толмач Дмитрий Песков заявил даже, что «позиция отсутствует… Мы не инициировали подобный законопроект». Из чего можно сделать вывод, что за думским ажиотажем стоят какие-то конкретные ведомства. Подозреваю, прежде всего Минобороны, которому стало решительно не хватать солдат.

Недавно я писал о другой думской инициативе – о том, чтобы обязать призывников являться в военкоматы без всякой повестки. Похоже, российским генералам вновь решительно не хватает «людишек», которых можно бросить для участия в какой-нибудь полусекретной войне. Недавно казалось, что контингенты для зарубежных операций можно будет набирать после того, как та же Дума одобрила возможность заключения контракта с Минобороны на несколько месяцев для проведения конкретной операции за пределами страны. Однако, похоже, желающих нашлось немного. И вновь вспомнили о наемниках из ЧВК…


Александр Гольц / Ежедневный журнал
Поділіться цим