Вчера каталонский парламент все-таки рискнул «тайно» (ага – при том, что все представители оппозиции вышли из зала, а оставшиеся участники заседания зарегистрированы поименно!) проголосовать за независимость. После чего Испания ввела в действие статью 155 о прямом правлении в Каталонии и «принятии всех мер для принуждения» региона при необходимости. «За» проголосовало 3/4 депутатов Сената.
В итоге, Каталония выбрала максимально неудачный момент для декларирования своего права на самоопределение. Им стоило подождать, пока Империя зла развалится под давлением санкций (и, возможно, иных методов) и перестанет провоцировать проблемы в Европе. Поскольку каталонцы – действительно вполне самостоятельный народ со своим языком и уникальными региональными особенностями, им бы вряд ли чинили такие у препятствия для постепенного и аккуратного трансформирования автономии в независимость. Лет 20-30, и процесс был бы успешно завершён.
А так они мало того, что потребовали независимости в крайне неудачный момент, так ещё и скооперировались с Кремлём – источником угроз, проблем, неприятностей и убытков для ЕС в целом и каждого его участника в частности. Приняли «помощь» Кремля в подготовке референдума параллельно с точно такой же «помощью» российских спецслужб в ходе выборов во Франции, Германии, в балканских странах… Активно взаимодействовали с террористами и убийцами. То есть, совершили все ошибки, которые только можно было совершить.
И как результат – не только прямое правление и лишение финансового содержания местных чиновников, но и отток бизнесов в более спокойные регионы. Финансирования от Кремля можно не ждать: во-первых, там и без того хватает статей расходов, а во-вторых, испанская собственность российских чиновников. Это – беспроигрышный аргумент, гарантирующий, что открыто РФ не будет поддерживать каталонских сепаратистов. Потому что одно дело «некие серверы в РФ, техническая поддержка от неизвестных лиц, неофициальные визиты». И совсем другое дело – открытый конфликт с Мадридом. У которого перед глазами свежий пример прецедентов конфискации Великобританией недвижимости, купленной россиянами на деньги сомнительного происхождения. Ведь можно гарантировать, что испанские виллы куплены на не менее сомнительные деньги.
Так что мы можем искренне разделять стремление каталонского народа к независимости, но наши интересы нам важнее. Им мы посочувствуем и даже, может, поддержим их как-нибудь потом, после победы. А пока мы поддерживаем позицию наших партнёров по ЕС и НАТО – Испании и США (Америка уже успела заявить о непризнании голосования каталонцев). Потому что это – санкции и военные контингенты. Этнолирику оставим до лучших времён.
П.С. Кстати, вот этот болотного цвета лоскуток, продолжающий горчичную косынку Каталонии вверху карты, – это Северная Каталония, уже территория Франции. И французские каталонцы весьма активно сочувствуют и содействуют испанским каталонцам – вплоть до того, что подготовили виллу, дома и квартиры, а также финансы для ожидаемых «политических беженцев» из испанской Каталонии. Так что у Мадрида есть ещё как минимум один принципиальный и бескомпромиссный сторонник в вопросе унитарности государства. Плюс Италия, хотя и толерантно согласившаяся на расширение экономической самостоятельности самых богатых регионов на севере, Ломбардии и Венето, но тоже вряд ли будет толерантна к раскольникам. Да, в общем, чуть ли не каждая страна ЕС имеет потенциальных желающих как минимум автономизации, если не независимости. И в вопросе Каталонии Европейский Союз должен проявить редкое единодушие – поскольку проблема напрямую касается каждого.
Алексей Голобуцкий / site.ua