п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Что плохого в превращении экономики Украины в «Мексику Восточной Европы» Когда украинский чиновник садится за стол переговоров с инвестором, он должен зубами выгрызая самые лучшие условия из возможных. А не сразу соглашаться на «абищось» и «абиякось»

На прошлой неделе Петр Порошенко открыл очередной завод немецкой компании LEONI, на этот раз в Коломые, Ивано-Франковской области.  Завод будет производить комплектующие для бюджетных автомобилей типа BMW, Porsche, Lamborghini и прочих. При этом, выплачивая фантастическую для местного населения официальную зарплату в 8000 гривен, пишет Иван Райли для Хвилі.

Говорят, перед приездом президента, всем желающим коломыйцам добрые люди в штатском бесплатно раздавали памперсы, поскольку слишком велика была вероятность  как минимум, простите, обоссаться от двойной радости. Во-первых, визит «первага» лица. Во-вторых, чудесное сотворение новых рабочих мест.

Там было все. Остапа снова несло по поводу доверия иностранных инвесторов к Украине, стабилизации в экономике, блестящих перспектив. Были улыбки, рукопожатия и общение с детьми в нарядных свитерках.  Не знаю, похлопал ли их Петр Алексеевич отечески по щеке, как любил это делать один из европейских лидеров прошлого, общаясь с патриотически настроенной молодежью.

Очень жаль, что не было Мамы. Нет, я не о Первой леди. Наоборот. Я о настоящей маме того процесса, который происходит сейчас в  Украине. Интереса иностранных производителей автофарша к нашей стране.

Дело в том, что компания Leoni – не единственная, из решивших крутить автожгуты (проводная начинка автомобиля) украинскими руками. На Западной Украине успешно действует компания Sumitomo Electric Bordnetze GmbH, уже имеющая предприятия в Тернополе,Черновцах и с надеждой глядящая в будущее. Есть прочие транснациональные корпорации, проявляющие живейшее участие в деле открытия  своих филиалов в Украине.

Почему?

Во-первых, специфика бизнеса. Комплекты проводов собирают на специальных щитах, которые в Украину поступают, как правило, в виде б/у  из ближайшего европейского зарубежья. По сути, это основное оборудование для участков сборки. Здесь не требуется дорогостоящих комплексных производственных линий, сконструированных по последнему слову техники и стоящих десятки миллионов евро.

Во-вторых, минимизация капитальных вложений в инфраструктуру. В Украине полно старых заводских склепов, где достаточно обновить коммуникации и сделать косметический ремонт, чтобы получить пригодные для работы помещения. Что касается сборных, быстровозводимых  заводских цехов, наблюдаемых в Прикарпатье, то, при необходимости, их можно так же быстро разобрать и вывезти обратно или в место новой «окучки» – в ту же Молдову.

Мы часто ругаем «совок». Но при «совке» вместе с производственными корпусами, как правило, строились целые жилые микрорайоны.  И молодые семейные специалисты перспективных, в те времена, направлений  могли, устроившись на завод, через год-два получить бесплатную квартиру от предприятия. Я уже не говорю о заводских садиках, поликлиниках, санаториях, пионерских лагерях и базах отдыха в Карпатах и Крыму.

Заводов этих уже давно нет. А дома стоят. И в них сегодня живут дети тех самых молодых специалистов.

В-третьих, движение по защите прав трудящихся, то есть пресловутые профсоюзы, в Украине практически мертво. Что хочешь, то и делай. Никто не вякнет.

«Заманухой» для украинских работников обычно выступает так называемый «соцпакет», услыхав о котором во всем цивилизованном мире тактично бы улыбнулись. Скидка на обеды в заводской столовой? Соцстрахование?  Вы серьезно?  Медстраховка в стране, где почти нет качественной медицины?

А как насчет зарплаты каждую неделю? 200 процентов за работу в воскресенье и 300 процентов в праздники? Солидарный фонд, куда работник отчисляет проценты с зарплаты, а работодатель удваивает их. Я даже не заикаюсь про весьма популярную практику дважды в год выплачивать всем работникам завода бонус по результатам полугодия. Про возможность, проработав три года, бесплатно получать университетское образование, за которое заплатит компания.

Когда в доме, где я снимал квартиру, случился пожар, мне и еще одному сотруднику, завод оплатил  все затраты, связанные с перевозкой и хранением вещей на тот период, пока в здании производился ремонт. Сами предложили написать заявление и через неделю прислали чек.

И все это – не менеджерам. Это простым заводским работягам. Что причитается менеджерам – страшно представить.

Надо отдать должное. К вопросу доставки своих украинских арбайтеров на заводы в Западной Украине немцы отнеслись серьезно.

Судя по информации сайта Leoni-Украина, предприятие обладает собственным парком автобусов в количестве 39 машин. Каких именно – не уточняется.

Я подумал было о замечательных б/ушных немецких автобусах, многие из которых себя прекрасно зарекомендовали в городах Украины. Просторные, светлые, комфортные. Да только на украинский межгород такие не поставить – днище пропорют. Слишком низкая посадка, сугубо для городского цикла.

Значит, немцы покупали автобусы в Украине. А какие в Украине делают автобусы? Угадайте с трех раз. Правильно – богом данные.

И правда, на сайте украинского автогиганта, в разделе «Новости», есть упоминание о том, что 11 октября  2016 года «…ДП «АСЗ №1» АТ «АК «Богдан Моторс» розпочало поставку наступної партії з 11 автобусів для ТзОВ «Леоні Ваерінг Системс УА ГМБХ». «.

Молодцы немцы! Помимо создания рабочих мест по своей теме, они еще и вовсю поддерживают отечественного украинского автопроизводителя.

Поэтому, появление президента на открытии нового завода немецкой компании не случайно. Он, как никто другой, знает, насколько важно поддерживать именно отечественного «автовиробника».

Есть замечания по поводу организации рабочих смен на предприятиях инвесторов.

Вообще,  любой западный опыт никогда  не стоит перенимать вслепую. Там, как и везде, есть вещи полезные, а есть не очень. Наконец, есть откровенно вредные, от которых  пытаются избавляться. Как ни странно, именно последние зачастую быстро приживаются у нас.

К примеру, в Украине используют так называемые «чередующиеся смены» – rotating shifts – , когда люди после недели или двух, отработанных в дневное время, следующие неделю или две работают по ночам.

Все мы знаем как «приятно» бывает переходить с зимнего времени на летнее. А теперь представьте, что  то же самое вы делаете каждые две недели.

И ваши биологические часы начинают идти вразнос. Дают дрозда.

В Штатах по этому поводу который год ломают щиты и копья. Исследования показали, что у работников на заводах, живущих по методу меняющихся смен, в разы увеличивается опасность сердечно- сосудистых заболеваний, диабета второго типа, расстройств нервной системы. Средняя продолжительность жизни у таких работников на 4 года меньше, чем у их коллег, работающих только днем или только ночью.

Если в США многим промышленным воротилам, особенно в  тех штатах, где профсоюзы традиционно слабы, на эти четыре года плевать, то в Украине и подавно.

Но у них до пенсий доживают. А у нас, очень часто, нет.

Теперь о самой главной причине, которая, как многие догадываются, привлекает иностранных властелинов автожгута, мастеров лихой закрутки, в Украину.

Ну, разумеется.

Дешевый труд.

Настолько дешевый, что Китай, по сравнению с нами? – это дорого.

На британском сайте недавно опубликовали обзор средних зарплат рабочих на заводах автомобильной индустрии в разных странах мира, по состоянию на 2015 год:

Теперь давайте проведем расчет, исходя из проанонсированной Порошенко зарплаты на заводе Leoni-Коломыя, аж в 8000 гривен.

В среднем, в году набирается 21 рабочий день в месяц. Делим 8000 гривен на 21 день получаем – 381 гривну в день. Теперь поделим это на восемь часов, чтобы узнать, сколько получает работник в час – 48 гривен.  Эти 48 гривен переведем в доллары по условному курсу 26.50 гривен за доллар. И получим – $1.81 в час.

То есть, как видно из таблицы, даже до Китая нам ох как далеко. Наше место где-то между Индией и Мексикой. Эдакая «ось экономического успеха» – Индия -Украина-Мексика (справедливости ради, стоит отметить, что ВВП Мексики по паритету покупательной способности по данным Мирового банка в 2016 году составлял 17862, а у Украины 8272 долларов на душу населения, т.е. в два раза больше. При этом по номиналу ситуация еще интереснее, имея население в 127 млн человек, т. е. в 3 раза больше, чем в Украине, Мексика имеет 1,046 трлн. долларов ВВП на фоне 93 млрд. долларов ВВП Украины в 2016 году, т. е. более чем в 10 раз. Поэтому реально средние зарплаты украинцев скорее ближе к индусам, чем к мексиканцам – ред.).

Так что, если нарисовать на лбу «бинди» – цветную точку, «третий глаз», как в Индии, а к вышиванке и шароварам добавить сомбреро, – дорогие панове, это будет, как раз, самое то.

Именно в такой живописной рабочей форме и надо трудиться украинским «автодротистам».

Я ерничаю, потому что даже обещанные с барского плеча 8000 гривен – это только «начислено». А в кармане реально останется – 6440 гривен.  Впрочем,  и тогда украинский обыватель скажет: нормальные деньги, другие и того не платят.

И будет прав. Когда тебя на безрыбье ставят раком – никуда не денешься. Кушать-то не только хочется. Кушать надо. Возьмешь, что дают, еще и спасибо скажешь. И не задумаешься, откуда взялось это «безрыбье».

А взялось оно из бездарной государственной политики, от неспособности или нежелания предметно работать с инвесторами, как это делают, например, поляки. Достаточно посетить пару-тройку международных форумов, чтобы понять, насколько бледны на фоне остальных выступления украинских делегаций.

Поляки успешно воплощают проекты, которые наши «можновладцы» не в состоянии не только освоить, но даже сформулировать.  Европа и мир перестали «хавать» лозунги. Им нужна конкретика, а ее Украина не дает. Вместо нее – коррупция, зарегулированность бизнеса, отсутствие четких цивилизованных правил. Поэтому, а не только и не столько из-за войны, западный инвестор не идет в Украину.

Вот такими «умелыми» действиями властей и создается «безрыбье».

Мне могут возразить, дескать, поляки, вон, тоже по свету поразъехались. Да, поразъехались. Но они-то отправились от хорошего к лучшему, как говорили в прежние времена, «за длинным рублем». А украинцы валят из своей страны, чтобы выжить.

Увы,  сегодня зарплата в 8000 гривен на дороге явно не валяется, но еще в 2014 эти 8000 гривен были штукой баксов. А сейчас? Две оторванных от реальности минималки? Чтобы работающий мог, с горем пополам,  прокормить себя плюс один член семьи электродротиста? Именно прокормить, и не больше? Подвесить в чистилище между адом ( сдохнуть с голода ) и раем ( обеспеченной жизнью)?

Это и есть уровень » предприятий с иностранными инвестициями»?

Вот поэтому, мне хотелось бы, чтобы рядом с Петром Алексеевичем, с ПАПой, по праву стояла Мама выдающихся украинских экономических реформ – Валерия Алексеевна. Ведь именно благодаря ее действиям на посту главы Нацбанка, мы обязаны зачастившим в Украину инвесторам.

Потому что, если бы эта семейка, тогда, в далеком 2014, так мастерски не обрушила бы гривну с 8 до 30, не видать бы нам новых  заводских начинаний авто-дрото- инвесторов. Ибо ничто не возбуждает иностранные корпорации больше, чем непомерно дешевый труд.

И фрау Гонтарева сотоварищи таки сделали украинские руки дешевыми.

Обычный цинизм – это платить копейки сборщикам проводки для элитных авто стоимостью в сотню/сотни тысяч долларов каждая.

Но особый цинизм наших  благодетелей состоит в том, что, в отличие от Индии и Мексики,  в Украине они нехило экономят на логистике. Работать в центре Европы на европейский рынок  и платить за труд как мексиканцам или индийцам – согласитесь – это же Клондайк! Это же просто Эльдорадо, мама миа!

Никого не хочу обидеть, но давайте все вместе посмотрим правде в глаза. И ответим на пару простых вопросов.

В чем именно в данном конкретном случае состоит заслуга государства?

Речь идет о созданном на  бюджетные средства  технопарке  на пятидесяти гектарах?  Где высококвалифицированный украинский персонал будет производить на новейшем западном оборудовании изделия из древесины, вместо того, чтобы варварски рубить и вывозить кругляк?

Или, может быть,  о своей, украинской ,Силиконовой Долине, в которой, откликнувшись на разумные правила со стороны державы, согласились работать сотни компаний – создателей софта?

Вязка электропроводки – это монотонный,  убийственно скучный ручной труд, не требующий  интеллекта, знаний и способностей. К тому же, по цивилизованным тарифам, весьма скверно оплачиваемый.

Силиконовые долины в Украине есть, но пока только в пределах дорогого белья.

А если завтра, как в известном эпизоде из фильма Эльдара Рязанова «Гараж» , зоологи научат макак собирать грецкие орехи, скажем, в Сумской области, — станет ли такой проект национальной гордостью?

Приедет ли его открывать президент?

Даст ли этому новаторскому хозяйству свое имя?

Или все будет зависеть от того, купит ли это хозяйство автобусы?

Я бы десять раз подумал, а нужно ли появляться на такого рода «праздниках» официально.

Быть может, – если уж пообещал присутствовать – стоило просто одеть яркий балахон, парик, бумажный колпак, и, скрыв лицо от стыда под толстым слоем пестрого грима, гулять в толпе, раздавая – простите – продавая детям конфеты?

Один известный еврейский патриарх водил  свой народ по пустыне, пока не привел к Земле Обетованной, куда ему самому не суждено было ступить.

А здесь Землю Обетованную вытаптывают до состояния пустыни. Почти ничего сами не развивают, не создают. Постоянно выезжают на том, чего еще не разграбили и на выклянченных по всему миру кредитах. Не сеют, не возделывают. Год за годом гоняют стада своих нищих соотечественников, чтобы настричь побольше шерсти и скипнуть с нею туда, где уже стоят и ждут дворцы и виллы.

Моисеи вы наши хреновы!!!

Многие читали книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа».

Глупый папа падает перед инвесторами на колени и соглашается на все их условия. А умный папа ведет переговоры и попутно узнает (служб-то и специалистов, слава Богу, хватает у державы) какой такой у них козырный интерес, где их рынки, чем они занимаются, каков запас прочности, примерная рентабельность и прочая, прочая, прочая.

Потому что, очень может статься, что на 5 долларов зарплаты в час украинским рабочим инвестор не согласиться. А на 3.99, посчитав логистику из Мексики в Европу, с таможнями, с необходимостью поддерживать минимальные складские запасы, риски, скрепя сердце, все-таки пойдет. Тем более, что конечный продукт – элитные авто – это дорогой, штучный товар. Там не то, что сотни, там тысячи накинь – никто и не заметит. О десятке долларов и речи нет.  Торг с инвестором уместен и, однозначно, нужен. Ему есть куда ужаться, даже учитывая его ответственность перед заказчиками.

В США почти ежемесячно открываются филиалы крупных корпораций. Каких только инвесторов здесь нет. И все торгуются напропалую. Инвестор хочет, чтобы штат и землю ему выделил, и от налогов избавил, потому что он, инвестор, создает рабочие мечта. Но местные власти – тоже не дураки. Считать умеют. Нередко бывает так, что овчинка выделки не стоит. И тогда инвесторы  деликатно спрашивают: а куда еще вас поцеловать?

Согласитесь, 4 доллара в час и $1.81 в час – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. 32 доллара в день да на 21 день это 672 бакса в месяц. И никакие Польши с Чехиями больше не нужны. Потому, что лучше потерять пару сотен, но остаться в семье, обнимать детей, нормально питаться и не жить впрыймах.

Вот так думает, так поступает умный папа и все, кто уполномочен его представлять на горных, степных и низинных просторах нашей необъятной Родины.

Когда украинский чиновник садится за стол переговоров с инвестором, он должен чувствовать, что за спиной у него стоят дети, которым он сохраняет отцов и матерей. Не студент, которому хватит на пиво и интернет. А украинские семьи, существующие и создаваемые. Это за них он должен драться всеми правдами и неправдами, зубами выгрызая самые лучшие условия из возможных.

А не сразу соглашаться на «абищось», «абиякось».

И ведь, вот что обидно: папа же не глупый. Некоторые закидывают ему, мол, пытается управлять страной, будто своей корпорацией.

Размечтались. Да если бы он управлял страной, как своим бизнесом, были бы мы не в этом, коричневом, а таки в шоколаде.  В том-то ведь все и дело. У него пунктиром — от лобных долей до мозжечка – тут мое, а тут народное. Как у Доцента: тут помню, а тут не помню.

Поэтому «мое» будет цвести и приумножаться, несмотря ни на какие войны, инфляции, катаклизмы и прочее. А вот с «народным» все как-то сложно. Нет, он конечно пытается. Ездит по миру, чтобы рассказать людям о нашем горьком. И заодно прощупать по поводу своего сладкого.

Что касается  Мамы, то о ее «подвигах»  уже подробно писал бывший советник Путина Андрей Илларионов в своем детальном докладе (изобилующем множеством манипуляций. Например, Илларионов вменял Гонтаревой национализацию «Привата» и малое количество отделений банков в Украине на фоне Европы, но он не учитывал тот факт, что в «Привате» хранило деньги почти 50% населения Украины (что делало его де-факто монополистом), а электронный сервис «Приват24» по ряду показателей опережал европейские банки, потому надобность в отделениях просто отпадала, поскольку люди все больше пользовались  Приватом24. Из-за этого еще задолго до национализации «Приват» начал сокращение банковских отделений по всей стране,  это была логичная оптимизация издержек. Другие же банки не имея такой доли на рынке после кризиса 2008 года практически ушли с рынка кредитования населения, потому объективно не стремились расширить количество отделений в Украине. Достаточно подробно причины изложены здесь. Илларионов упустил из виду и этот, и массу других факторов в своем докладе, к которым Гонтарева не имела  отношения, поскольку они были продуктом специфической модели общественных отношений в Украине, где определяющую роль играют монополии, а государство является выразителем их интересов. Эти отношения формировались, начиная с 1991 года, а в ряде базовых аспектов и ранее – ред.).

Место и время операции было выбрано феноменально. На фоне внешней агрессии и внутренней неразберихи все прошло без сучка без задоринки. Просто реальный финансовый аншлюс по уничтожению средств населения. Настоящий Das ist fantastisch!!!. После которого фрау Гонтаревой полагался бы Железный Крест. Тот самый крест, который они с президентом поставили на украинских зарплатах.

Я не знаю, как обстояло дело с музыкой на открытии завода в Коломые, но хороший мексиканский оркестр  им бы явно не помешал. Пять гитар, две скрипки, труба. Мэр Коломыи на маракасах. Все в национальных мексиканских костюмах. И чтобы зажгли душевно.

А в конце, дон Педро подытожил бы свою пафосную речь громким и радостным призывом:

Отож, до праці, мучачос!

Люкро о муэртэ!*

Viva Ucrania!

* (исп.) прибыль или смерть


Наша Рада
Поділіться цим