В онлайне украинские политики сражаются друг с другом не менее ожесточенно, чем в стенах Верховной Рады и на телевидении. Только здесь чаще всего за них это делают специально нанятые люди – боты или лидеры общественного мнения (ЛОМы), которые за деньги готовы полить грязью оппонента либо из «зрады» сделать «перемогу». Кто из политиков использует ботов, как они манипулируют общественным мнением в сети и главное – сколько это стоит, пишет Юлиана Бродская для Апострофа.
Ботами по оппоненту
Боты – не новое для украинской политики явление. Но в последнее время пользователи социальных сетей (реальные или подставные), которых политики натравливают на своих оппонентов, стали действовать особенно агрессивно. Хотя наибольшей известностью пользуются условные «порохоботы» – люди и аккаунты, прямо или косвенно вступающиеся за президента Петра Порошенко, использовать в своих целях Facebook и Twitter не стесняются и другие политсилы – от «Батькивщины» до соратников Михеила Саакашвили.
С личностью последнего, кстати, связан свежий всплеск активности ботов и троллей в Facebook. После громкого прорыва экс-президента Грузии через украинскую границу в пабликах и аккаунтах на Facebook стали распространяться посты, суть которых сводилась к тому, что в прорыве Саакашвили принимали участие пророссийские провокаторы и агенты ФСБ, что его самого и его соратников за незаконное пересечение границы необходимо задержать и даже что Саакашвили, будучи президентом Грузии, вовсе не был так уж хорош.
Подобные посты можно встретить как на страницах отдельных блогеров, которые уже не впервые замечены в поддержке президента (блогер Карл Волох, журналист Виктор Трегубов, политолог, как он сам себя называет, Павел Нусс, политические эксперты Олеся Яхно-Белковская, Тарас Чорновил, блогеры Мирослав Олешко, Богдан Карпенко, Ваня Васьков, Елена Монова), так и в пропрезидентских группах на Facebook (например, группа «#Я_Підтримую_Президента», в которой почти 12 тысяч участников, а администратором и модератором являются уже упомянутый Нусс и народный депутат от БПП Владимир Арьев соответственно).
Но Саакашвили – далеко не первый, кто попал под прицел так называемых «порохоботов». Жертвами пропрезидентских блогеров становились в разное время политики Андрей Садовый, Юлия Тимошенко, Анатолий Гриценко, журналист Дмитрий Гнап, активист Виталий Шабунин и другие.
Помимо черного пиара, направленного против политических оппонентов, функцией «порохоботов» является «ненавязчивая» реклама президента и первой леди. Так, блогер Мирослав Олешко то и дело размещает «случайные» кадры, на которых президент выходит из обычного супермаркета, а первая леди покупает кофе на заправке. Сам блогер категорически недоволен определением «бот».
«Основная атака кремлевских СМИ, кремлевской пропаганды идет на президента Украины. Это говорит о том, что президент Порошенко – главный враг для режима в Кремле. Это неоднократно подтверждал сайт «Миротворец». Во взломанных переписках кремлевских пропагандистов обнаруживалось, что их кремлевские кураторы основную задачу ставят именно по дискредитации президента Украины. Я как гражданин, которому небезразлична судьба нашей страны, считаю, что критиковать главнокомандующего нашей армии, министра обороны, главу МВД и СБУ во время войны может только враг и предатель. Также считаю, что называть живых граждан, поддерживающих президента, которых десятки тысяч, ботами – это наглая манипуляция», – заявил Олешко в комментарии.
Однако тот факт, что официальную страницу Порошенко в Facebook активно лайкают именно боты, а не живые люди, показала в своем исследовании аналитическая компания TheRespo. Впрочем, аналитики заметили на странице президента и «антипорохоботов», то есть тех, кто критиковал главу государства или даже негативно отзывался об Украине.
«Во время исследования мы заметили, что есть специфические боты на странице Порошенко, как в позитивных комментариях, так и в негативных. По позитивным комментариям боты делятся на тех, кто действительно очень позитивно относится к политике президента, и тех, кто позитивно оценивает, но у кого в профайле написано, что они непосредственно работают на Петра Порошенко или на коммуникационную команду Порошенко. Мы выдвинули гипотезу, что вряд ли коммуникационная команда Порошенко создавала бы подобных ботов. Среди негативных тоже есть разделение на тех, кто пишет негативно про политику президента – и здесь мы выдвинули гипотезу, что это могут быть оппозиционные силы, а также тех, кто пишет негативно об Украине. Тут мы предположили, что это, скорее всего, боты из других стран, которые желают расшатать ситуацию в стране», – рассказал автор исследования, сооснователь TheRespo Виталий Жуков.
В целом же, по его словам, ботов украинские политики используют самых разных, не пренебрегают даже самыми дешевыми.
«В политической сфере встречаются все боты – от самых дешевых, элементарных, с незаполненными профилями, без фотографии, которые выставляют ужасные похабные видео про определенную политическую силу, до очень продвинутых ботов с большим количеством подписчиков, которые пишут на разную тематику, участвуют в продвижении идей в разных сферах, не только в политике, но и в определенных секторах бизнеса, пишут очень аргументированно, не напрямую стараются продавить какую-то идею, а косвенно, либо отвлекают от какой-то идеи, либо направляют с помощью статей, ссылок», – рассказывает эксперт.
Прайс
Как рассказал источник в украинском политикуме, практически каждая украинская партия использует ботов в своей работе.
«Каждая партия ситуативно, особенно под выборы, использует бот-аккаунты для накруток лайков и комментариев, а также ЛОМов для «мочилова» конкурентов или для распространения своей пропаганды. Стоимость накрутки лайков на одном посте – от 100-200 грн. Стоимость комментариев – от 5-10 грн за комментарий. Стоимость поста ЛОМа, если это не идет вразрез с его предпочтениями – от 100 долл. Есть и дешевле – за 50 долл., но это слабые или ангажированные ЛОМы. Паблики готовы публиковать информацию политиков за суммы от 500 до 2000 грн. Иногда во время выборов делается двойная наценка «за политику» в паблике», – рассказывает собеседник, пожелавший остаться неизвестным.
В накрутке лайков и использовании ботов, помимо Порошенко, были замечены, в частности, нардеп от Радикальной партии Андрей Лозовой и экс-заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе. Боты «Народного фронта» порой ситуативно поддерживают Петра Порошенко и работают в связке с «порохоботами». Не брезгуют ЛОМами «Батькивщина» и «Рух новых сил», но ни у одной из этих политсил нет своих штатных «ботоферм» либо экспертных пулов.
«Все они пользуются коммерческими структурами. Таких коммерческих структур в нашем городе с натяжкой четыре – наша фирма и еще несколько ребят, которые предлагают тот или иной набор лидеров мнений либо, как я их называю, «девочек», на них подписаны наши политики. Это обычно девушки, выставляющие откровенные фотографии, добавляющиеся в друзья к тем или иным джентльменам и имеющие даже иногда по 10-13 тысяч подписчиков, максимум 15 тысяч, за счет того, что они добавляются к молодым людям. Даже если это министры, то обязательно мужчины. А им в свою очередь нравится, когда девочки добавляются, остальные видят, что у нее министры в друзьях, и тоже добавляются или подписываются. Очень часто «девочки» ничего не пишут, но много репостят. Я называю это компаниями «девочек», это – боты, фактически несуществующие люди, но они тоже влияют на информационную политику, потому что через них раскручиваются какие-то темы и усиливается резонанс. Такие партии, как «Оппозиционный блок», «Батькивщина», «Рух новых сил» и даже Садовой и Ко пользуются услугами трех-четырех компаний на рынке, которые предлагают понятный набор экспертов», – вводит в курс дела политтехнолог Дмитрий Раимов.
Схема же создания и раскрутки заангажированных экспертов, которые будут выступать в поддержку того или иного политика или партии, довольна проста: с помощью информационных каналов.
«Берешь талантливого политолога, создаешь ему блог на какой-то платформе. В какой-то момент его замечают гостевые редакторы, он появляется на телевизоре, а информационных каналов у нас сейчас больше десяти – от ZIK до «Прямого». Аспирант или студент политологии любого университета страны, попадая в телевизор, становится лидером мнений, он получает аудиторию, в вечернем эфире может охватить до полумиллиона человек и, таким образом, он становится частью информпространства», – рассказал Раимов.
По его словам, эксперты-политологи первого эшелона могут выручить до нескольких тысяч долларов за блог.
«А если это достаточно рядовой политолог, то он будет стоить 100, 150, 200 долл. за публикацию либо за эфир, в зависимости от темы, сложности, но где-то приблизительно такие цены и ставятся для заказчиков», – отметил политтехнолог.
А вот сам президент, по его словам, в последнее время сократил траты на собственную «ботоферму».
«Прежде всего, их всех разоблачили: их так и называют – «порохоботы». Кто-то обижается и перестал сотрудничать с президентом, старается держаться на расстоянии, а кто-то продолжает сам называть себя «порохоботом». Но в чем проблема? В деньгах. Раньше это все хорошо оплачивалось, а сейчас это в лучшем случае какая-то небольшая сумма в виде зарплаты. Раньше платили по 50, 100, 200 долл. за пост, а сейчас многих посадили на зарплату, подкидывают время от времени какие-то задачи и все», – рассказал Раимов.
По его словам, такой отработанной структуры экспертов и ботов, как раньше, у Порошенко уже нет.
«Сейчас все развалилось, на обломках создались маленькие конгломераты коммерческих компаний, которые предлагают публикации в региональных группах. Например, если президент что-то делает, сразу появляются репосты во всяких там «Львов – мой любимый город» и в подобных, реальная себестоимость которых – не больше 50-100 грн. Но если раньше это были огромные структуры, понятные тезисы, «темники», которые писал Виктор Уколов (близкий к Администрации президента политтехнолог, – ред.), то сейчас система сломалась. А сломалась потому, что первый человек просто перестал давать деньги», – добавил Раимов.
Наша Рада