Мало кто знает, но когда росчерком пера президент Порошенко лишил украинского гражданства Михаила Саакашвили, в мире произошло три знаковых события.
Практически в ту же минуту в музее на Подоле треснул пополам старинный грузинский гобелен (12 век). В Сухуми умер девяностошестилетний старожил Зураб Орбелиани, заслуженный врач Грузии, патологоанатом, провожавший в последний путь Георгия Шеварнадзе. А в восточной провинции Бурунди случилось солнечное затмение.
У меня, как и у подавляющего большинства граждан Украины, нет личных поводов любить господина Порошенко. Но здесь как в футболе – да, наших бьют, но как мастерски, бляха муха! Как мастерски! И время – почти полный политический штиль. И повод – формальное соблюдение законных требований. Не подкопаешься.
Ведь это же даже не пером, а гениально-выверенным прикосновением скальпеля . Едва заметное движение – и все украинское политическое хозяйство соперника осталось на полу в доме с химерами. Причем упало с таких грохотом, как происходит сцепка вагонов на станции «Киев Сортировочная», всполошив стаи голубей на колокольнях лавры.
Свое последнее украинское интервью жертва вивисекции давал уже фальцетом, на ломаном украинском, судя по шуму проезжающих мимо машин – где-то по дороге в Борисполь. Жалкий конец некогда многообещающей политической карьеры в Украине. Любительский ролик, нечто среднее между хоум видео и паблик. Текст, прочитанный с бумажки, впопыхах. Еще одно подтверждение в пользу довода: никогда не пытайтесь карнать свои мысли в угоду кому бы то ни было. Озвучивайте их на том языке, на котором они возникают, если этот язык понятен аудитории. Или просто покиньте эфир, как это цивилизованно сделал Юрий Романенко, вместо того чтобы пререкаться с ведущим, украинскую речь которого в пору изучать диалектологам. Поверьте: это лучше чем русско-украинский суржик. Да еще и с грузинским акцентом.
Потому что всякий раз, когда вы начинаете причесывать свои мысли, в углу сидит Микола Янович и улыбается.
Думаю, даже сам Саакашвили не ожидал, что все закончится так быстро и так не по правилам. Слишком долго строились полки. Формировались дивизии. Разворачивались фланги. Ополчение на местах. И он наверняка видел себя в генеральском мундире, на горячем арабском скакуне, беспокойно переступающем перед своим войском в предрассветной дымке.
Если говорить скромнее и по существу, то он приехал из Грузии в Украину, чтобы сдать украинскую банду, а его, как Сеньку Тузика, пригвоздили к скамейке на бульваре в первой же серии. Одним президентским указом. Обидно. Обидно и горько. А еще, – при том, что я лично симпатизирую безвременно нас покинувшему – распирает от злорадства. Политик такого уровня обязан понимать, с кем имеет дело. Обязан соизмерять цели и средства. Никто не идет на медведя с насосом. Саакашвили пошел. Результат – налицо.
Всякий раз, когда в своих передачах и интервью он обещал «поднять» народ, мне вспоминался диалог между генералом Венделером (Борис Новиков) и инспектором полиции (Владимир Басов) в старом советском фильме «Приключения принца Флоризеля», когда из генеральского дома пропали драгоценности.
Генерал: Если вы не найдете пропажу, инспектор, я подниму армию.
Инспектор: Армию?
Генерал: Ну, бригаду.
Поднимать народ в постсоветских странах можно двумя способами. Либо с помошью виагры в виде бумажек с историческими портретами. Либо привязав к нему карандаш – в нашем случае древко флага. Второй способ отпал изначально, ввиду излишней затасканности. А золотого запасу – как оказалось – у пана атамана не было. Все, что было, он спустил на эфиры и, видимо, организационные поездки. Открытие ячеек движения на местах тоже чего-то стоило, что бы там не утверждали местные активисты.
Все это могло сработать осенью, при условии, что те же Штаты начнут целенаправленный слив компромата на украинскую верхушку, параллельно с финансированием оппозиции. Но Штатам не до нас. У них свой клоун выкидывает такие коники, что работы по их разгребанию хватит на поколение вперед. Только что приняли новые санкции по России. Те уже второй день орут по всем каналам благим матом. Видимо, на этот раз таки здорово прищемило. Причем америанцы сами признают, что загнали Путина в угол. Что делают в таких случаях животные? Правильно. Атакуют. Причем атакуют не Прибалтику и не Штаты. А то, что под рукой. Но американцы предусмотрели и это, заявив о готовности предоставить ВСУ новые американские снайперские винтовки. Говорят, очень помогают против «Градов» и ствольной артиллерии.
Я откровенно считаю, что с уходом Саакашвили Украина, извините, проср…ла еще один шанс. Хотя бы потому, что в Украине НЕТ политиков, с реальным опытом успешных реформ. У Саакашвили такой опыт есть. Украинская политика – это провинциальный театр с бездарными актерами, старыми декорациями, пропитым репертуаром. Который только что покинула заезжая звезда, с именем которой связывали хоть какую-то надежду на драматургию. Теперь господа театральные деятели, идите на хрен. Как там у Есенина, ему «пора за дело приниматься. А наш удел — катиться дальше вниз».
Это про Украину. Ибо Петр Алексеевич очень грамотно расставил ключевых персонажей в своей партии. В том числе и провернув фокус с избранием генпрокурора. Причем такую фишку с Конституцией не помнят даже знатоки фильмов для взрослых со времен легендарного Джона Холмса. И заметьте, пипл это схавал. Что уж нынче-то говорить. Назвались мылом…Теперь что НАБУ, что КаГеБу всем этим ребятам из верхнего эшелона абсолютно по цимбалам. Все прикрыто. И шито-крыто.
На что надеется народ? Порошенко – не Янукович. У них принципиально разный подход к водной стихии. «Легитимный» – это прыжки солдатиком с обрыва в донецкой заводи. Или, отпуская автомобильную покрышку, которая подвешена на старой веревке к голой ветке над затоном. Порошенко – серфер. Он умело оседлал волну, поднятую олигархами на деньги Фирташа и Левочкина, и с нее не слезет, пока его не вынесет ласковым прибоем где-то на островной океанский песочек. Не ждите от него нелепых ошибок «папередника». Он изящно купирует проблемные ситуации и маневрирует на своей доске, ломая хребты неугодным. Поэтому набрать критическую массу недовольных не удастся. Вертикаль власти выстроена. Медиа под олигархами. Оппозиции как таковой либо нет, либо она бедна как цирковая/церковная мышь.
Ну и откуда здесь взяться реформам?
Можно как-угодно долго вздыхать по поводу демократии и эффективного государственного управления Швейцарии, Дании, Швеции. Но при этом надо не забывать о таком понятии, как «протестантская закваска». А нам так и не удалось преодолеть типично славянский родоплеменной строй. Мы еще не доросли до государства. У нас государство – это продолжение рода-племени, потому что на всех ключевых постах всегда и везде стоят кумы и кумы кумов. Можно это поломать? Можно. Но для этого надо стричь бороды боярам, а царь Петр – сам из бояр. Не поднимется у него рука. Вот не поднимется и все.
Поэтому, если не случится в Украине «нежданчик» в виде реинкарнации Оксаны Макар или Врадиевки, мы пойдем по стопам Молдовы. Откуда все более-менее граждански-активное население давно свалило в EU. Страна живет со своим Приднестровьем. И голосуют пенсионеры. А Евросоюз, уставший от реверансов молдавского руководства в сторону Москвы, начинает сворачивать поддержку.
Единственное наше отличие – Порошенко явно не проросийский президент, хотя и занимается тем, чем стал бы заниматься Путин, окажись он в Киеве. То есть подминать под себя все и вся. Путину нужен Медведчук в качестве гаулейтера. Или на крайний случай, уже набившая оскомину газовая королева. И можно посмеиваться в кулачок над этими эротическими желаниями. Но правда в том, что даже Саакашвили с его безумной популярностью (на прошлой неделе знакомая вернулась из грузинского тура, говорит, ни разу за 12 дней не услышала негативного отзыва о бывшем президенте) среди простых людей и реальным экономико-социальным прорывом Грузии, – не смог совладать со ставленником «Газпрома». Российские деньги и российские спецслужбы очень даже работают. А Путин сворачивать не собирается. Гнет свою линию: русские и украинцы – один народ. Так и говорит: вот, бля буду – один народ.
Я спокоен за дальнейшую судьбу Михаила Саакашвили. Без работы он не останется. На Западе он –живая легенда, бывший лидер страны, которая при нем стала успешной. А это кафедры в престижных университетах, тысяч сто пятьдесят в год на банковский счет и милые мордашки молодых любознательных аспиранток. Немного жаль тех людей, которые поверили ему на местах, в украинских городах и селах. Я имею ввиду его однопартийцев. Получилось как в том анекдоте про лесника, который рассказал фашистам про партизан в обмен на обещание заправить его мотоцикл бензином. В результате, и бензина не дали (немцы дали по морде) и «перед пацанами не удобно». Хотя, судя по той жалкой кучке единомышленников, которая собралась на Банковой, требуя обнорадовать злополучный указ о лишении гражданства, – партийная работа велась из рук вон плохо. В самом деле, двести или триста человек? Вы серьезно? И ради этого стоило потеть в прожекторах «ЗИКа»? Разъезжать по стране, встречаясь с сиротами и убогими?
Скажите, оно того стоило?
Чтобы сейчас не говорил он сам и его последователи, но в Украину он больше не вернется. Как Карлсон в последней серии всеми любимого мультика. Потому что, слегка перефразировав одного гоголевского персонажа, «не такое тут место, чтобы можно было сюда вернуться, пан философ». Любой сержант-пограничник в любой стране мира уполномочен принимать решение о допуске или недопуске конкретного лица на территорию страны. Даже американская виза не гарантирует вам въезд в США. Окончательное решение принимает какой-то рыжий парень из Огайо, буравящий вас взглядом у стойки паспортного контроля. И украинский сержант влиятелен ровно настолько же. А уж за годы пребывания Саакашвили в Украине говорено было столько, что только ленивый порохобот не подытожит это гибкой и чрезвычайно размытой фразой, вроде «антигосударственная деятельность» или «подрыв устоев», ну и так далее, тому подобное. Вон Наташе Королевой запретили встретиться с ейной матерью, а вы думаете, ему разрешат вернуться, чтобы взялся за старое? Ну, прилетит Михо раз, второй. Поскандалит под камеры с погранцами («сатрапы, жулики, я вас посажу»). Попьет кофе в ВИП ложе аэропорта по 200 гривен за чашку. Потом все это ему надоест.
Украинский избиратель забудет его имя, потому что холмы Грузии – это далеко. А гречка – стопроцентный источник железа и витаминов.
Иван Райли / Хвиля