Как говорится, во-первых, это красиво. Ось Киев-Варшава-Лондон не просто существует, но и наносит ответный удар. Причем сразу обеим континентальным империям (нечего сказать, способность России достигать целей военным путем может служить аналогом способности Германии превращать экономическую мощь в политический диктат – квадратный сарказм, если что).
Так вот это красиво. Смотрим. Украина очень нуждается в танках. Самый распространенный несоветский тип танка в Европе – это немецкий Leopard-2. Это настоящая евробляха войны: за исключением снобов-французов, порвавших с немецким панцербильдом после сотрудничества над Leopard-1, на нее либо пересели, либо планируют пересесть все, кто может себе это позволить – от шведов до швейцарцев. Благо, в течение девяностых-двухтысячных Бундесвер разоружался такими же ударными темпами, как и ВСУ. Впрочем, оценили немецких кошачьих не только европейцы, хотя для нас здесь важно отметить разве что Канаду и Турцию. Говорят, что в свое время «Леопард-2» едва не стал основным боевым танком США – хотя это перебор: к ним у американцев такие же требования, как и к кандидатам в президенты – штамп в паспорте «Made in USA» обязателен, Барак Обама не даст соврать (что ж, бывай, Илон Маск). Впрочем, это не помешало унифицировать массу узлов и агрегатов, а пушка американского M1A1 Abrams – прямой потомок леопардовской. Соответственно, снарядов хватает по обе стороны Атлантики.
Желающих помочь Украине тоже хватает. В частности, Испания еще весной готова была передать некоторое количество своих машин – однако, поскольку производителем техники является Германия, соглашение ветировал Берлин. Канцлер Олаф Шольц с тех пор как заведенный повторял, что Германия не может нарушить негласное соглашение в рамках НАТО не поставлять Украине тяжелую бронетехнику. Однако время шло – вооружение для Украины становилось все тяжелее, а Германия, хоть и несколько застенчиво, вошла в число ведущих поставщиков. Шустрый Макрон, несмотря на призывы не унижать Москву, собирал пиар-кассу на поставках «Сезаров» и «Бастионов», но Шольц продолжал терять очки, оставаясь в роли, недипломатически охарактеризованной послом Мельником. На фоне исчерпания запасов советской техники в Европе и формирования «коалиции желающих» передать, наконец, «леопарды» Украине это все больше портило внешнеполитический образ Германии, а бессилие Берлина обойти или разблокировать швейцарское эмбарго на поставку Украине снарядов для зенитных танков «Гепард» просаживало его репутацию.
К сожалению, пока неизвестно, кому в голову пришла эта хитрость, но она сработала: если Берлин не хочет быть первым, то надо его убедить, что это не так. И вот Лондон заявляет о готовности предоставить британские танки Challenger 2. Для начала – десяток. Танковая рота на поле боя – это капля в море. Тем более что «Челленджер», несмотря на то, что очень хорош, для Украины не может стать панацеей: сейчас в рядах британской армии их всего 227 (из которых 148 планируется модернизировать до версии Challenger 3), 22 учебных, а еще 72 ждут списания. То есть возможностей для дальнейших поставок не то чтобы много – особенно на фоне 3,6 тыс. Leopard 2 (всех модификаций).
Но в политике рота танков, еще не переброшенных в зону боевых действий, — сила мощная. Министр обороны Британии и мастодонт тори Бен Уоллес подкачал свой авторитет в партии и оказал услугу Риши Сунаку, дав ему возможность попиарить решительность в духе Бориса Джонсона. А главное – британцы снова воспользовались своим вековым патентованным ноу-хау на стравливание Германии с Россией. И хотя мы знаем о «Челленджерах» из публикаций в британской прессе, очевидно, она имела тот же источник информации, что и Берлин. Которому ничего не оставалось делать, как дать Варшаве непубличное согласие на передачу «Леопардов» Украине, о каковой передаче объявил во время визита во Львов президент Польши Анджей Дуда. Так что локомотив «коалиции желающих» заработал как раз накануне очередной встречи формата Рамштайна, которая на этот раз, очевидно, пройдет под эгидой бронированных кошек.
Алексей Кафтан / Деловая столица