п'ятниця, 4 жовтня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«В Кремле уже все решили»: Почему Украина ведет двойную игру с Лукашенко Незамедлительно нужны политические и экономические действия, чтобы показать, что мы больше не воспринимаем Лукашенко как самостоятельную фигуру

На днях два диктатора – российский Путин и белорусский Лукашенко – провели серию переговоров в Завидово и Санкт-Петербурге. Главным их итогом можно считать то, что суверенитет Беларуси превратился в фикцию не только в политическом, но и в военном плане. Белорусской армией теперь фактически командуют из Кремля.

Предупреждение от Зеленского

Вечером 26 июня в своем традиционном видеообращении к украинскому народу Владимир Зеленский решил также обратиться к народу белорусскому. «Отдельно хочу обратиться сегодня к гражданам Беларуси. К людям — и гражданским, и в погонах. Вас втягивают в войну. И даже активнее, чем это было в феврале и в весенние месяцы. В Кремле за вас уже все решили — ваши жизни для них ничего не стоят», — заявил он.

Если воспринимать сказанное буквально, то это предупреждение о том, что в Кремле уже принято решение вовлечь белорусскую армию в войну против Украины. И у этого заявления должна быть очень весомая причина. Потому что всего лишь четырьмя днями ранее, 22 июня, начальник Главного управления разведки Министерства обороны Украины Кирилл Буданов рассказывал в эфире национального телемарафона совсем другое. «На данном этапе никакой угрозы с белорусской стороны нет. Это я с абсолютной уверенностью могу вам сказать. Успокойтесь, ситуация под контролем. В Беларуси продолжаются и военные сборы, и учения, и укрепление границы. Проходит сейчас целый комплекс действий военного назначения, но они не направлены против Украины на данном этапе», — заявил глава военной разведки.

Белорусский федеральный округ

Что же изменилось за четыре дня? 23 июня в Москву для встречи с министром обороны РФ Сергеем Шойгу прилетел министр обороны РБ Виктор Хренин. В тот же день Лукашенко прибыл для переговоров с Путиным в его резиденцию в подмосковном Завидово. Там они беседовали 23 и 24 июля, а закончили 25 июня в Санкт-Петербурге. Результаты настолько воодушевили Путина, что он по окончании встречи с Лукашенко быстро вылетел в Москву. Из аэропорта «Внуково» он помчался на Старую площадь, где находится администрация президента РФ, и там между 23:00 и 23:45 провел совещание.

Российские антипутинские Telegram-каналы поделились подробностями, какие указания получили Хренин от Шойгу и Лукашенко от Путина. «Когда Шойгу зачитал Хренину список требований к белорусам, даже этот российский агент занервничал. Аппетиты Московии значительны. Во-первых, речь идет о предоставлении территории страны под обустройство российских военных объектов. Во-вторых, Шойгу требует от белорусов предоставить технику и людские ресурсы для участия в «спецоперации». Речь идет о переброске на Донбасс военной техники со складов ВС РБ. Вероятно, какое-то количество белорусских военных также хотят откомандировать в зону боевых действий. В-третьих, ГРУ прорабатывает гибридную операцию под белорусским флагом против Литвы».

Другой источник утверждает, что Лукашенко «дал обещание Путину, что вооруженные силы РБ примут участие в специальной военной операции в том количестве и качестве, в котором пожелает президент России», а также «готов предоставить возможность использовать территорию РБ для провокаций против Литвы». Речь идет о подготовке взрывов объектов в городах возле границы с Литвой. «Россия как член ОДКБ и братский народ должна будет немедленно отреагировать, а будет это ответный удар или ультиматум, сейчас решается».

Своими сведениями поделился сайт Segodnya.ua. По его словам, он получил от российских журналистов информацию о том, что на ночном совещании на Старой площади обсуждался вопрос о военных действиях против Литвы, но никакого решения пока не принято. «По каким-то причинам в Кремле полагают, что США уговорят Литву отменить или минимизировать блокаду. В любом случае счет этого ожидания идет на дни или даже часы…» — предполагает источник сайта.

Какое бы решение ни принял Путин, уже сейчас можно сделать один вывод: Лукашенко в результате переговоров 23-25 июня отдал Путину контроль над своей армией. И все дальнейшие решения о ее использовании будут приниматься уже не в Минске, а в Москве. И вообще, независимой Беларуси больше нет — она фактически превратилась в Белорусский федеральный округ РФ. А Лукашенко отныне — всего лишь путинский вассал, готовый начать войну с другими странами, в том числе с Украиной и Литвой, ради интересов Кремля. Как завил сам Лукашенко в Санкт-Петербурге, «мы должны быть готовы ко всему, даже к применению самого серьезного оружия для того, чтобы защитить наше отечество от Бреста до Владивостока».

Скорее всего, Путин не решится сам воевать с НАТО. А вот устроить провокацию против Литвы руками Лукашенко — вполне может быть. Также он может в любой момент использовать белорусскую армию в войне против Украины — хотя бы в качестве пушечного мяса, как он уже использует мобилизованных в «армию ДНР/ЛНР».

Способы использования возможны разные. Сам Лукашенко еще 10 июня предположил, что ему «за Западную Украину придется воевать». В приграничных районах Волынской, Ровенской, Житомирской, Киевской областей циркулируют слухи, что белорусы вскоре нападут, чтобы оттянуть на себя наши силы с восточного и южного фронтов.

Но не исключено, что белорусов отправят воевать «за освобождение Донбасса». Генштаб Вооруженных сил Украины утром 27 июня сообщил, что руководство РБ продолжает оказывать РФ военную поддержку, в частности, в Белгородскую область отправлена очередная партия боеприпасов объемов до 20 вагонов. Следом за боеприпасами могут отправиться и эшелоны с личным составом.

О чем Зеленский не сказал

Все эти перспективы можно было бы оценивать скептически. Но Зеленский не просто так решил воскресным вечером обратиться к белорусам. «В Кремле за вас уже всё решили — ваши жизни для них ничего не стоят… Вас — всех белорусов — российское руководство хочет втянуть в войну», — предупредил он. Наверное, он получил от нашей разведки и от западных партнеров достаточно весомые аргументы, чтобы делать такие заявления.

Примечательно, что Зеленский обращается к белорусам таким образом, словно над ними нет никакого Лукашенко, а есть только Кремль. И это не просто способ третировать Лукашенко — это констатация того факта, что белорусский диктатор уже не способен на самостоятельную игру и стал исполнителем преступных желаний Путина.

Тут Зеленскому можно было бы поаплодировать, если бы он, сказав «А», сказал и «Б». Он четко рассказал белорусам, что им делать в нынешних условиях: «Вы в силах не дать никому решать за вас, что вас ждет дальше». И можно было бы ожидать, что дальше он обратится к украинцам и расскажет о действиях нашей власти в ответ на договоренности Путина и Лукашенко. Но Зеленский ограничился стандартными фразами: «Украина будет защищаться от ударов с любых направлений и из любого оружия… Продолжаем работать на всех уровнях и не сбавляем наш темп».

Но если быть последовательными, то нужны политические и экономические действия, чтобы показать, что мы больше не воспринимаем Лукашенко как самостоятельную фигуру. Прежде всего, что делает наше посольство в РБ? 24 февраля мы разорвали дипломатические отношения с РФ, разве не пора сделать то же самое с РБ?

Более того, если мы призываем белорусов к сопротивлению («Вы в силах не дать никому решать за вас…»), то наверное, мы должны сделать официальные шаги навстречу их оппозиционным силам, связанным с антивоенным движением. К тому же в глазах Запада Лукашенко вообще узурпатор, а законно избранным президентом является Светлана Тихановская.

В этой связи приведем мнение белорусского журналиста Сержа Харитонова, который сейчас живет в США и ведет Telegram-канал, специализирующийся на «анализе дезинформации, пропаганды и гибридных операций России и режима Лукашенко в период совместного военного вторжения в Украину». «Ни украинский президент, ни украинский парламент юридически не признали избранного президента Беларуси, не признали военную оккупацию Беларуси российской армией, никаким образом не присоединились к проработке вопросов по привлечению Лукашенко к ответственности за акт агрессии, — констатирует Харитонов. — Украинское государство за четыре месяца войны так и не смогло найти человека, который выработал бы стратегию украинской внешней политики в отношении Беларуси и белорусов — и в ежедневном формате вел бы эту работу».

Если взять санкции против режима Лукашенко, то Украина фактически вообще плетется в хвосте Запада. И даже после 24 февраля, несмотря на многочисленные обстрелы нашей территории со стороны Беларуси, Киев не спешил вводить санкции против Минска.

Верховная Рада приравняла РБ к РФ только по некоторым группам товаров. Так, 22 мая был принят закон об ограничении обращения лекарственных средств, производство которых расположено на территории РФ или РБ. А 19 июня Верховная Рада установила ограничения на ввоз и распространение издательской продукции, изготовленной в РФ и РБ.

Кабмин еще 9 апреля принял постановление №426 «О применении запрета на ввоз товаров из Российской Федерации», которым запретил ввоз из РФ на таможенную территорию Украины любых товаров. Подчеркнем: это запрет на ввоз любых товаров с территории РФ, однако под него не подпадает ввоз российских товаров с территории других стран, включая Беларусь. А против Беларуси аналогичного постановления принято не было. И это вызвало подозрения у экспертов, что наша власть специально сохранила лазейки для поставок в Украину российских товаров под видом белорусских.

Сейчас тем более актуально приравнять белорусские товары к российским. Это вопрос не экономический, а политический. Если же есть какие-то крайне важные экономические контраргументы, то наверное, об этом нужно честно рассказать, а не отделываться фразами «продолжаем работать на всех уровнях». Украинское общество заслуживает права слышать честные ответы. А пока ответы не прозвучали, не нужно удивляться, что власть подозревают в двойной игре.


Юрий Вишневский / Деловая столица
Поділіться цим