неділя, 6 жовтня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Ограничения для HIMARS: Нужна ли Западу победа Украины Наверное, США и Великобритания были бы решительнее, если бы Украина сама заблаговременно позаботилась о себе

Почему Джо Байден дал нам так мало систем HIMARS да еще и потребовал не применять их против объектов на территории РФ – это сейчас один из самых обсуждаемых вопросов в соцсетях. Мы предложим две версии, обе – злые, без лишней дипломатии и без розовых очков. Но сначала уточним факты.

Сколько и на каких условиях

Утром 3 июня советник руководителя Офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил: «Задача России №1 – подорвать доверие между Украиной и США. Украина ведет оборонительную войну и не планирует использовать предоставленные РСЗО для атак объектов на территории России. Наши американские партнеры знают, где используется их техника. Любые вбросы о таких намерениях – пропаганда российских спецслужб».

Обещание не применять американские HIMARS против объектов на территории РФ Владимир Зеленский озвучил в интервью американскому телеканалу Newsmax 31 мая. Он отметил, что настоятельные призывы Украины предоставить оружие большей дальности просто направлены на защиту территории Украины, а не нападение на Россию на их земле.

«Нас не интересует, что происходит в России, – сказал он. – Нас интересует только наша собственная территория Украины».

О новом пакете военной помощи Украине президент США Джо Байден объявил 1 июня. «Этот новый пакет вооружит их новыми возможностями и передовым вооружением, в том числе HIMARS с боеприпасами для поля боя, для защиты своей территории от наступления русских», – сообщил он. Накануне в газете The New York Times Байден анонсировал: «Я решил, что мы предоставим украинцам более совершенные ракетные системы и боеприпасы, которые позволят им более точно поражать ключевые объекты на поле боя в Украине». При этом он подчеркнул: «Мы не поощряем и не позволяем Украине наносить удары за ее пределами».

Подробности рассказал на брифинге 1 июня заместитель министра обороны США Колин Каль. Отметим четыре важных момента.

Во-первых, о количестве и сроках. В рамках пакета, о котором объявил Байден 1 июня, Украина получит четыре системы HIMARS. Эти установки уже в Европе, три недели уйдут на обучение наших военных, а затем можно будет увидеть, как HIMARS покажут себя на поле боя. США уже передали в Украину 108 гаубиц M777 и 200 тысяч снарядов к ним. Эти гаубицы уже работают на поле боя в Украине и прекрасно себя показывают. Но у них дальность до 30 км, а дальность HIMARS – до 70 км. К четырем системам HIMARS «мы поставляем первоначальный транш боеприпасов», заявил Каль и добавил: «Мы сможем быстро увеличить количество боеприпасов, если это будет необходимо на поле боя».

Во-вторых, о планах на будущее. В дальнейшем могут быть новые поставки HIMARS. «Это изматывающий, тяжелый конфликт и, вероятно, это будет конфликт, о котором мы много раз говорили, что он растянется на долгое время», – подчеркнул Каль. По его словам, нужно рассматривать процесс поставок HIMARS «как непрерывный»: «Мы думаем, что по мере того, как они начинают обучаться системам HIMARS, мы продолжим разговор с украинцами о том, как будет выглядеть следующий транш помощи в сфере безопасности, и транш после этого, и транш после этого. И мы благодарны Конгрессу за выделение, знаете ли, значительной суммы, которая позволит нам продолжать эти транши через довольно регулярные промежутки времени в зависимости от изменений на поле боя». Он имеет в виду решение Конгресса выделить на поддержку Украины в мае-сентябре $40 млрд (этот закон был проголосован Палатой представителей 10 мая и Сенатом 19 мая).

В-третьих, о приоритетном использовании этих систем. HIMARS – это РСЗО, то есть реактивная система залпового огня. Залп может включать шесть снарядов GMLRS (это 240-мм управляемый реактивный снаряд с кассетной боеголовкой). Каль акцентировал на том, что система HIMARS отличается очень высокой точностью. «Вы на самом деле не хотите запускать несколько ракет одновременно. Это системы точного наведения с расширенным радиусом действия. Таким образом, для особо важных целей… эти системы будут очень полезны», – пообещал он.

В-четвертых, об ограничениях в использовании. «Они заверили нас, что не собираются использовать эти системы для нанесения ударов по территории России. И мы верим, что украинцы оправдают эти заверения», – заявил Каль. Он уточнил, что если украинцы используют HIMARS, чтобы отбросить врага от линии соприкосновения на Донбассе, «мы будем считать это оборонительным».

Версия о коварном Байдене

Первая версия говорит о коварстве Байдена по отношению к Украине. В самом деле, нужно прямо ставить вопрос: как можно победить в оборонительной войне, не атакуя военные объекты на территории РФ? И правильный ответ – никак. То есть Запад, публично призывая нас победить в войне, на самом деле не хочет нашей военной победы, иначе не ставил бы никаких ограничивающих условий.

Еще в 2014-м мы получили множество уроков российской подлости, когда российские войска с территории РФ обстреливали наши позиции. Тогда мы не решались отвечать им обстрелами их позиций, потому что боялись дать Путину повод для официального вторжения. Сейчас подобные опасения совершенно утратили смысл. Путин уже ведет против нас полномасштабную войну. Поэтому мы имеем все основания для нанесения любых ударов по вражеской территории.

Россияне уже возобновили артиллерийские обстрелы приграничных районов Черниговской и Сумской областей. А обстрелы Харьковщины вообще не прекращались. И вряд ли прекратятся когда-нибудь, если мы не будем наносить удары в ответ по вражеской артиллерии на российской территории.

Более того, враг постарается максимально воспользоваться своей безнаказанностью. Скажем, в Журавлевке Белгородской области он может поставить хоть сто «Градов», и они будут бить по Харькову (расстояние – 38 км) ежедневно до тех пор, пока это будет нужно Кремлю.

Также освобождение Донетчины и Луганщины будет нереальной задачей. Потому что россияне будут бить со своей территории по нашим войскам, а мы связали себя обещанием не наносить ударов в ответ.

Получается, что это сценарий бесконечной войны. Западные партнеры предоставят нам ровно столько оружия и на таких условиях, чтобы мы избежали поражения и капитуляции. Но победить (то есть полностью изгнать врага с нашей территории) нам тоже не дадут. Согласно этой версии, расчет Байдена в том, чтобы медленно удушать Россию экономически (а быстро – не получится), пока Украина будет держать фронт. А сколько при этом погибнет украинцев – для Вашингтона это вопрос не приоритетный.

Версия о слабом Байдене

Вторая версия говорит о слабости Байдена, который боится взять на себя большие риски. Он боится, что если дать сразу много HIMARS, а к ним поставить не только снаряды GMLRS дальностью до 70 км, но и ракеты MGM-140 ATACM дальностью до 300 км, да еще и разрешить целиться куда захочется, то Путин объявит, что США начали войну против России руками украинцев. Короче, Байден боится спровоцировать Путина быстрыми резкими действиями и потому действует медленно и осторожно. На первых порах он давал нам «Джавелины», чтобы мы могли уничтожать российские танки, затем дал нам гаубицы M777, теперь вот решился на четыре HIMARS со снарядами GMLRS и туманно обещает дать еще.

Параллельно, кстати, должны пойти поставки из Британии. Как передает CNN, 1 июня министр обороны Великобритании Бен Уоллес сообщил, что его страна направит в Украину пусковые установки M270, способные поражать цели на расстоянии до 80 км. По словам Уоллеса, этот шаг был «тесно скоординирован» с решением США предоставить Украине HIMARS.

Наверное, Вашингтон и Лондон были бы решительнее, если бы Украина сама заблаговременно позаботилась о себе. Никто не мешал Киеву пускать все свободные средства на развитие собственной ракетной программы. Если бы это было сделано, то с первых же дней полномасштабной войны Украина смогла бы, не спрашивая ничьего разрешения, наносить удары в ответ по российским военным объектам на территории РФ и Беларуси. И тогда поставки РСЗО из США и Британии выглядели бы рядовым событием.

А сейчас «маємо те, що маємо». Более 95% линии фронта, начиная от поселка Печенеги на Харьковщине и вплоть до западных окраин Херсонщины, находится на удалении более 80 км от украинско-российской государственной границы. То есть там можно использовать HIMARS и M270, не боясь нарушить свое обещание.

Но предположим, что мы уже освободили всю свою территорию, за исключением 80-километровой приграничной полосы на востоке Луганщины, Донетчины и Крыма. Тогда, конечно, придется надеяться на то, что Вашингтон снимет свое ограничение. Или что Путин сам, не дожидаясь этого, согласится уйти с захваченных территорий и заключить мирное соглашение. Но пока что это еще очень далекая перспектива.


Юрий Вишневский / Деловая столица
Поділіться цим