понеділок, 11 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Поднадзорный Стефанчук: Как Ермак руками Штучного будет контролировать Аппарат Рады Должность главы Аппарата Верховной Рады позволяет держать под контролем весь документооборот парламента. Свой человек на этой должности – не только глаза и уши, но и руки, которые могут один законопроект задвинуть, а другой – ускорить

В четверг парламент назначил Вячеслава Штучного руководителем своего Аппарата. Автором постановления по этому поводу выступил глава регламентного комитета, «слуга» Сергей Кальченко. За само постановление проголосовали 315 депутатов. Такого единодушия давно не было. Неужели Вячеслав Штучный настолько сильный аппаратчик? Напомним, это уже второй его приход на должность главы Аппарата Рады. Первый закончился громким скандалом.

Биографию Штучного живописал журналист Юрий Бутусов. Если вкратце, то практически всю свою жизнь Вячеслав Васильевич трудился в госохране за исключением короткого срока работы в юрфирме. Подружился с руководством «Квартала», что и стало трамплином во властные коридоры. Сначала он стал первым заместителем начальника Управления госохраны (УГО), ветерана войны Алексея Оцерклевича, с которым, по версии Бутусова, у Штучного возникали конфликты. В итоге первого вернули в ВСУ, а второго отправили на должность главы Аппарата парламента. Но тут оказалось, что аппаратчик бдит за тогдашним спикером Дмитрием Разумковым. Разразился скандал, в результате которого Штучный написал заявление, но не по собственному желанию, а в связи с переходом на другую работу. Он вернулся на руководящий пост в УГО. Где пережидал, пока Банковая разберется с Разумковым. Теперь у Штучного задание приглядывать для Ермака уже за Стефанчуком. Хотя нынешний спикер, похоже, и не собирается этому противиться.

Аппарат Верховной Рады — довольно большое хозяйство, в котором работа налаживалась годами. Там есть сотрудники, пережившие на своих должностях не одну каденцию депутатов. Просто так уволить этих людей сложно, они защищены законом как госслужащие. Но отдельных, особо вредных для Банковой товарищей, можно выжить и заменить своими людьми. Эти товарищи в основном сосредоточились в нескольких структурных подразделениях Аппарата: в Главном научно-экспертном управлении, в Главном юридическом управлении, в Информационном управлении и в пресс-службе. Прежний спикер Разумков чистками Аппарата не занимался. По всей видимости, у него не было должных замен, а чтобы ОП не подсунул своих людей, просто не трогал то, что и так работает. Благодаря этому врио главы Аппарата Михаил Теплюк (работает в парламенте с 2002 г.), три его заместителя Владимир Слышинский, Александр Мартыненко и Николай Шевчук (назначены в 2015-м), а также большинство руководителей структурных подразделений остались на местах и после прихода под купол монобольшинства. Даже те, кто получил должности в Аппарате уже при «зеленых», имеют длинный послужной список при предшественниках. Например, руководитель Главного научно-экспертного управления Светлана Тихонюк пришла работать еще в Секретариат президента Виктора Ющенко в 2008 г. и с тех пор с небольшими паузами трудилась в президентской канцелярии. Откуда 1 ноября 2019 г. года ее делегировали в Аппарат Рады.

Почему мы акцентируем именно на этом управлении? Оно, как и юридическое (там главы нет, им руководит первый заместитель Аркадий Нижник, который трудится в этом управлении с 2000 г.), отвечает за качество законопроектов, выносимых на голосование. Выводы парламентских ученых-юристов депутаты не обязаны учитывать до каждой буквы, но если в этих выводах написано, что законопроект нарушает Конституцию Украины, имеет значительные коррупционные риски или вообще противоречит здравому смыслу, тогда перед внесением документа в сессионный зал народные депутаты обычно учитывают мнение парламентских экспертов. Во избежание обжалования будущего закона в Конституционном суде или в других судах.

Юридически безупречных законопроектов никогда не было, ко всем можно сформулировать замечания. Но к законодательному творчеству «зеленой» команды замечаний дается особенно много. В том числе и по поводу нарушения Конституции. И к закону об олигархах, и к закону об амнистии капиталов, и к другим громким законопроектам. При этом очень часто журналисты и оппозиционеры бьют «слуг» как раз при помощи выводов парламентских экспертов. Потому нельзя исключать того, что с приходом Штучного на должность руководителя Аппарата могут первым делом кадрово почистить именно эти управления. Чтобы критиковали помягче. Правда, чистки в Аппарате могут спровоцировать скандалы. Но в данном случае, скорее всего, ставка делается на то, что для подавляющего числа избирателей малопонятно, чем занимаются парламентские клерки, и потому чистки не станут угрозой существенных репутационных рисков для президента и его канцелярии.

Впрочем, не только кадровая зачистка может стать задачей Штучного. Глава Аппарата контролирует документооборот в парламенте. Например, кому из депутатов выдаются подписные листы, под какие темы. Можно вспомнить, что Владимир Зеленский очень обиделся на Дмитрия Разумкова за выдачу ОПЗЖ в феврале этого года подписных листов за начало процедуры импичмента президента. Свой для Банковой глава Аппарата подобные инициативы сможет блокировать. Даже нарушая требования регламента. Впрочем, «слуги» и без того его нарушают регулярно.

Также президентский Офис сможет оперативно получать информацию, кто из депутатов собирается в командировку, куда, с какой целью. Прще будет собирать информацию не только о депутатах, но и об их помощниках. То есть под колпаком будут все: не успел депутат замыслить какую-то каверзу, а об этом уже знают на Банковой.

То есть президентский Офис руками Штучного усилит контроль над парламентом. Но почему же тогда за его назначение проголосовало так много депутатов? Ответ простой: глава Аппарата может способствовать продвижению одних законопроектов и тормозить другие. Так что 315 голосов — это мерило лояльности, с надеждой на хорошее отношение к их законопроектам. Но сбудутся ли эти надежды? Точно далеко не всех. Депутаты забыли, что отправить в отставку главу Аппарата довольно сложно. Ее либо должен мотивировано инициировать спикер Стефанчук, либо не менее трети народных депутатов от конституционного состава (150), но все равно решение принимает зал. В котором пока сидит монобольшинство.


Деловая столица
Поділіться цим