четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Радикальный» Зеленский и «недружественные страны»: На что намекнул Лавров Глава российской дипломатии попытался «успокоить» граждан своей страны, пообещав вместо эскалации на Донбассе восстановление «железного занавеса» с Западом. Пока – формальным, неофициальным способом

Программное интервью главы российского МИД Сергея Лаврова рупору российской пропаганды, российскому агентству международной информации РИА Новости, очевидно, было продиктовано необходимостью как-то объяснить гражданам быстрое нарастание дипломатической изоляции России в мире.

Поскольку европейские санкции и жесткие заявления Госдепа, которые превалировали до сих пор — это одно. К ним россияне привыкли. И смирились. А «закрытие» Турции для российских туристов, дикий скандал с Чехией, массовые высылки российских дипломатов из относительно «дружественных» стран наподобие Словакии, вызовы европейских дипломатов «на ковер» в российский МИД целыми группами по 3-5 человек, для ускорения процесса — все это могло создать у граждан неправильный настрой. Не то, чтобы этот настрой угрожал государственному строю России — нет. Но проблем на сентябрьских выборах в российскую Госдуму вполне мог добавить. Нет, конечно, и выборы те будут весьма специфическими, поскольку там придется выбирать между партией власти и тремя сортами «прирученной» оппозиции. Но в таком деликатном деле любые сюрпризы — неуместны.

Поэтому российский министр был вынужден в этом разговоре балансировать между жесткими заявлениями, которые должны были продемонстрировать прочность власти в Кремле, и успокаивающими сигналами для российской публики, которая, несмотря на заявления о «миролюбивом» характере российских учений на украинских границах, как-то рефлекторно увеличила закупки гречки и других круп. Которые из полок российских магазинов не исчезли — но в цене на прошлой неделе выросли.

И, прицепив к пиджаку «георгиевскую ленточку», Лавров попытался дать ответы на вопросы, которые волнуют не только россиян.

В частности, характеризуя ситуацию на Донбассе, он заявил, что «если это зависит от нас и от ополченцев, насколько мы можем понимать их принципиальные подходы, то войны можно и нужно избежать».

В этом пассаже интересна оговорка о зависимости «от нас и от ополченцев» — именно в таком порядке оценивается влиятельность задействованных сторон. При этом делается акцент на том, что о «неизбежном конфликте» речь не идет, и его, в течение какого-то неопределенного времени Россия будет избегать. Что вполне вписывается в предвыборный промежуток до сентября этого года.

Хотя при этом Лавров оставляет и возможность иного развития событий, обвиняя украинскую сторону в возможных провокациях. Особенно трогательно выглядят его обвинения в адрес Зеленского, в отношении которого Лавров утверждает следующее: «главное для него — это удержаться у власти, и он готов платить любую цену, включая попустительство в отношении неонацистов и ультрарадикалов, которые продолжают объявлять ополченцев Донбасса террористами». С точки зрения сколь-либо вменяемой сознательности сегодняшняя Банковая мало похожа на «рассадник ультрарадикалов». Но если факты не подходят к пропагандистской теории — тем хуже для фактов, конечно.

Впрочем, тот факт, что Россия в ближайшее время будет «избегать» войны на Донбассе, не означает изменений в ее настоящей внешнеполитической линии. Поскольку Лавров официально подтвердил, что сейчас происходит формирование списка «недружественных к России стран». «Ждать осталось недолго», — сообщил Лавров.

Пока неизвестно, является ли точным и финальным список недружественных стран, который опубликовали российские «Известия» и распространил телеканал Россия-1, но выглядит он вполне правдоподобно. В этом списке Украина оказалась в крайне неплохой компании США, Великобритании, Чехии, Польши, стран Балтии, Австралии и Новой Зеландии.

И если санкции в виде запрета нанимать российский технический персонал, вероятно, не слишком больно ударят по украинскому посольству и консульствам, то для «туристических» стран, таких как та же Чехия, история однозначно приведет к резкому сокращению персонала. И, соответственно, сократит возможность россиян получить визы в эти страны.

С точки зрения Кремля, подобный шаг является однозначно выигрышной стратегией. Поскольку он продемонстрирует решительность в политике контрсанкций, осложнит жизнь западным дипломатам, и сократит поток туристов в Европу, которые вывозят из России средства — а назад могут, пусть и с небольшой вероятностью, привезти опасные идеи. Ну, а тот факт, что для рядовых россиян эти действия выглядят, как начало восстановления «железного занавеса» — это проблема, которую следует осмысливать самим россиянам.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим