п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Саммит невысказанных обвинений: О чем умолчали Зеленский, Мишель и Боррель Должностные лица ЕС, похоже, дали возможность президенту Украины «сохранить лицо». И заставили его ценить дружбу с Европой – хотя бы в виде «банкомата». Сработает ли подобная политика в отношении «зе-команды» – вопрос дискуссионный

С формальной точки зрения, нынешний, 22-й саммит Европейского Союза и Украины прошел более чем успешно. Стороны встретились, пообщались, обнародовали итоговое заявление (проект которого был согласован то ли в прошлом, то ли в позапрошлом месяце), ответили на вопросы журналистов – и разошлись, довольные собой.

ЕС в ближайшее время выделит Украине 60 млн евро. О центральном правительстве здесь речи не идет – деньги пойдут на развитие регионов, общественных организаций и на уменьшение влияния энергетики на экологию, но то подробности. Европейский Союз хоть и не пообещал Зеленскому усиление антироссийских санкций, однако заверил украинского президента, что имеющиеся ограничительные меры останутся в силе до восстановления территориальной целостности Украины.

Правительство и Европейский инвестиционный банк подписали соглашение о финансировании «процесса термомодернизации», а попросту – утеплении общественных зданий в Украине, объемом 300 млн евро.

Даже на причудливое предложение Зеленского о сотрудничестве с Украиной в деле производства будущей вакцины от коронавируса благодушные европейцы также согласились. Не совсем понятно, как это «сотрудничество» будет выглядеть, если ЕС закупает вакцину у коммерческих компаний, и на Банковой тоже пока биолабораторий вроде бы нет – но это подробности. Скорее всего, Украине тривиально предоставят бесплатно какое-то количество доз из европейских запасов – и все.

«Вишенкой на торте» стало торжественное обещание евробюрократов восстановить безвиз сразу после пандемии, и вдобавок таки подписать с Украиной парафируемое еще семь лет назад соглашение об открытом небе, которое пока задерживается из-за проблемного и непредсказуемого «брексита». Соглашение даст возможность европейским лоукостерам легче заходить на украинский рынок.

Так что можно сказать, что знакомство Зеленского с европейскими партнерами произошло в радужных тонах. И даже ремарки высокого представителя ЕС по иностранным делам Жозепа Борреля о том, что ЕС – «таки не банкомат», и выделяет финансовую помощь Украине в обмен на осуществление конкретных реформ, а не из соображений благотворительности, не смогло нарушить эту атмосферу доброжелательности.

Конечно, действующий президент уже посещал один саммит Украина-ЕС в июле прошлого года. Но в тот раз все было как-то не всерьез, поскольку у Зеленского тогда еще не было «зеленого» правительства, поэтому от него не так много зависело. А представители Еврокомиссии и Европарламента знали, что им до ротации осталось работать несколько месяцев, поэтому особенно и не напрягались. На этот раз все должно было быть иначе. Поскольку на этом саммите формировались долговременные отношения – ведь именно президенту Европейского совета Шарлю Мишелю, Боррелю, и президенту Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен (которая, правда, на этот раз избежала встречи из-за карантина), и придется выстраивать взаимодействие с действующим президентом Украины в течение следующих нескольких лет.

Именно на этом саммите у Зеленского уже можно было спросить о том, что он сделал за время пребывания на должности – и поинтересоваться тем, чего он делать не стал. И штука здесь не только в антикоррупционной тематике, хотя и история САП отношения Киева с Брюсселем не улучшает.

Еще есть принятые парламентом в первом чтении «обновленные правила государственных закупок». Которые противоречат не только Соглашению об ассоциации с ЕС, но и нормам ВТО. И которые Шмыгаль еще в июле обещал вице-президенту ЕК Валдису Домбровскису похоронить – или, по крайней мере, хоть как-то согласовать с международными обязательствами Украины. Не сложилось. И еще была обещанная Украиной судебная реформа – в частности, Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей Украины. И снова – не сложилось. Таких вопросов немало, и каждый из них, в принципе, вполне может разрушить отношения Украины с Европой.

Скорее всего, большая часть из них Зеленскому была поставлена. Просто в ходе первого серьезного разговора между действующим президентом Украины и европейскими чиновниками последние решили пока не акцентировать на этом внимание прессы. Дав возможность Зеленскому почувствовать себя героем, который вернулся из Брюсселя с подарками, которых бы не постеснялся и его предшественник Порошенко. И объяснив, что в следующий раз карета может превратиться в тыкву, а кредиты и преференции – на публично озвученные размышления относительно отказа от реформ.

Сработает ли подобная политика пряника и кнута в отношении нынешних обитателей Банковой – вопрос неоднозначный. Ответ на него скорее отрицательный. Но имиджевый эффект, который «слуги» почувствуют после вчерашнего саммита, должен убедить их, что выбирать между европейским и российским вектором развития Украины было бы безумием. Хорошие Деды Морозы, готовы дать кучку подарков за само обещание «быть вежливыми», за восточной границей Украины не водятся. И это – безусловный позитив от вчерашнего дипломатического мероприятия.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим