Согласно девятистраничному отчету Отдела стратегических коммуникаций Европейской службы внешних действий (EAS), с которым ознакомились журналисты британской Financial Times, российские так называемые СМИ проводят кампанию по дезинформации европейцев.
В докладе отмечается, что кремлеботы, которые ранее специализировались на ситуации в Сирии и протестах «желтых жилетов» во Франции (под «правильным» соусом), с конца января переключились на коронавирус. Отдел EAS зарегистрировал в своей базе данных примеры фейков на «английском, испанском, итальянском, немецком и французском языках». Например, сообщения RT Spanish о коронавирусе с 1 января по 12 марта получили 6,8 млн репостов в Facebook, Twitter и Reddit. Это вывело испанский филиал пропагандистского медиа РФ на 12-е место по популярности среди источников информации.
Евросоюз, заметим, не единственный, кто озаботился действиями России. Еще 22 февраля AFP со ссылкой на представителей Государственного департамента США, которые, в свою очередь, ссылались на отчет Центра глобального взаимодействия (одного из подразделений Госдепа, созданного для борьбы с дезинформацией), писало, что российские боты на нескольких языках распространяют фейки о коронавирусе в Twitter, Facebook и Instagram. Кампания по дезинформации началась с середины января, то есть после сообщения Пекина о третьей смерти от COVID-19 в Ухане.
Основные нарративы одинаковы что в Европе, что в США: коронавирус – биологическое оружие, созданное ЦРУ в том числе для ведения экономической войны с Китаем; с помощью коронавируса Запад распространяет антикитайскую риторику. Приплели даже Билла Гейтса, обвинив его в распространении COVID-19. При этом режим Владимира Путина хвалят за успешное противодействие вирусу.
В Москве играют как на в последнее время резко ухудшившемся отношении Европы к Соединенным Штатам, так и на по-прежнему непростых взаимоотношениях Вашингтона с Пекином. В Китае, к слову, тоже позволяют себе конспирологические обвинения в адрес американцев. Причем на самом высоком уровне. К примеру, 12 марта представитель китайского МИДа Чжао Лицзянь допустил, что COVID-19 в Ухань вообще могли завезти американские военные. Госсекретарь Майк Помпео даже был вынужден позвонить в Пекин и решительно опротестовать такие формулировки. При этом, правда, глава американской дипломатии позволяет себе называть COVID-19 «уханьским коронавирусом», что очень возмущает КНР, где указывают на то, что зараза давно куда более «успешна» за пределами Поднебесной. И, между прочим, директор американского ЦКЗ Роберт Редфилд во время слушаний в Конгрессе 10 марта тоже настоятельно рекомендовал законодателям, в особенности республиканцам, отказаться от ярлыка «уханьский коронавирус».
Однако Китай все же в куда меньшей степени участвует в кампании по дезинформации, предпочитая акцентировать внимание на эффективности борьбы властей с вирусом. Другое дело Россия и Иран, работающие в связке. Параллельно с РФ утверждения об американском происхождении нового «биологического оружия» активно разгоняют английская и французская службы новостей иранского телеканала PressTV, а Russia Today частенько подхватывает сообщения из Тегерана. Иран, по мнению сотрудника Научно-исследовательского института внешней политики (Foreign Policy Research Institute) Клинта Уоттса, продвигает теории заговора вокруг коронавируса даже активнее России.
По какой причине, впрочем, понятно. Режим аятолл полностью провалил борьбу с COVID-19: заражаются и умирают от него не только простые иранцы, но и представители самых-самых верхов. Следовательно, Тегерану нужно подкорректировать смыслы в сторону ответственности Соединенных Штатов за жертвы в Иране. Нечто подобное наблюдается и в России, где Путину осталось пройти последний этап легитимации своего пожизненного правления – референдум 22 апреля по поправкам к конституции России. Чистая формальность, но в Кремле решили перестраховаться и не допустить хотя бы малейшую угрозу своему суперпроекту со стороны критиков поправок. Официально российские власти, говоря о поправках, коронавируса как бы не замечают. Вместе с тем разгоняемая дезинформация об «американском следе» как раз и способствует распространению панических настроений или хотя бы подталкивает население к мысли не идти на референдум, что понизит риск эксцессов во время голосования недовольных. Напуганному обществу проще затолкать такую огромную пилюлю. Нужные голоса Кремль и так получит – сгонит бюджетников, сторонников, нарисует цифры.
От фейков до беспорядков
Однако дезинформация работает как на внутреннем рынке, так и на импорт. Аналитики EAS и Госдепа солидарны в оценках мотивов Кремля. Авторы докладов подчеркивают, что Россия таким образом сеет хаос, усиливает раскол в обществе, подрывает доверие к институтам власти и системам здравоохранения в Европе и США. Ничего нового в тактике РФ нет. Расколом и подрывом демократии информационные диверсанты Кремля занимались во время последних промежуточных выборов в США, а также в ходе выборов в странах Евросоюза.
К сожалению, приемы РФ эффективны. Расшатанные изнутри хорошо таргетированной дезинформационной кампанией общество и истеблишмент более подвержены в итоге и другим «инфекциям». Соцсети – это оцифрованная толпа. И в период кризисных ситуаций социальные медиа являются благодатной почвой для разного рода мошенников, кем по своей сути и являются пропагандисты на службе Кремля, поднаторевшего в использовании современных цифровых инструментов влияния.
Реакция компаний вроде Facebook тоже оставляет желать лучшего. Они вроде как борются с дезинформацией, но, похоже, по криво выписанным алгоритмам, которые удаляют как спам даже официальную информацию (в частности, отчет ЕС о числе заболевших коронавирусом). Это как пытаться напалмом выжечь тараканов. Такая борьба с фейками может лишь усугубить ситуацию. А от панических постов в Facebook до беспорядков рукой подать. С чем, не исключено, в ближайшее время столкнутся страны Евросоюза. Тем более что Кремль, судя по всему, отработал эту модель на соседях, в очередной раз использовав Украину в качестве полигона во время акций протеста в Новых Санжарах.
Во избежание таких инцидентов власти государств, ставших мишенями информационной агрессии РФ, должны оперативно разработать «лекарство» и проводить профилактику. До последнего времени, к сожалению, всем было не до того. Правительства бросили все силы на борьбу с коронавирусом. Однако на деятельность кремлеботов придется реагировать в любом случае. В Великобритании, кстати, уже действуют в этом направлении: 9 марта кабмин Бориса Джонсона объявил о создании специального подразделения для борьбы с дезинформацией о коронавирусе, которую генерируют «враждебные» государства или киберпреступники. Вопрос в том, когда в Украине от призывов президента придерживаться «информационной гигиены» перейдут к прямой борьбе с кремлевским фейками, к числу которых, судя по всему, относится, например, тиражируемое в соцсетях сообщение (с грамматическими ошибками) о вертолетах, которые, мол, будут дезинфицировать населенные пункты с воздуха.
Владислав Гирман / Деловая столица