Вояж Виктора Медведчука и делегации нардепов от «Оппозиционной платформы – За жизнь» на встречу с депутатами Госдумы и российским президентом получился знаковым. Как раз в день, когда Путин на России, стараниями той же Госдумы, получил пожизненное президентство, украинские депутаты приехали говорить о каких-то «новых механизмах», призванных имитировать примирение между странами. Или, по крайней мере, работу по поиску возможностей для примирения.
По крайней мере, в качестве такого механизма Медведчук и компания пытаются подать инициативу «парламентского измерения нормандского формата». Пытаются, кстати, уже не впервые – еще в конце прошлого года Медведчук встречался с Путиным в Санкт-Петербурге, рассказывал о перспективах парламентского сотрудничества и даже обещал, что сотрудничество начнется через месяц-полтора. Не сложилось – и кум Путина пошел на новый круг.
«Парламентское измерение», если верить заявлениям его инициаторов, призвано «помочь» украинским депутатам принять юридические нормы, необходимые для реализации минских договоренностей. «Помощь наших коллег из Госдумы и парламентов Франции и Германии здесь была бы не просто уместна, она была бы полезной, чтобы убедить наших депутатов в том, что минские соглашения, как считается, являются безальтернативными, чтобы реализовать их в полной мере через законодательную работу, тем самым приблизив мир в Украине», – такое заявление на России сделал Медведчук.
Инициативу Медведчука, который делает все возможное для того, чтобы сохранить подобие политического влияния в Украине, так и для того, чтобы продемонстрировать свою полезность в Кремле, Владимир Путин ожидаемо поддержал. «Мне кажется, хорошая идея. Мы как-то – не помню уже когда, но некоторое время назад уже обсуждали эту тему. Конечно, если парламентарии в Украине, на России, в Германии и во Франции поддержат то, что делается на уровне исполнительной власти, мне кажется, это было бы очень хорошо, уместно», – сказал Путин. По словам которого, он знает даже о желании французских и немецких парламентариев (!) включиться в подобную работу.
Какова реальная цель создания «парламентского измерения»? Ведь ОПЗЖ погоды в украинском парламенте, к счастью, не делает. И «учить украинцев реинтегрировать Донбасс» ни из Парижа, ни из Берлина никто к нам, конечно, не поедет. А если и поедет – то скоро вернется обратно.
Цель переговоров в Москве, похоже, другая. Даже сегодняшняя украинская исполнительная власть оказалась недостаточно «гибкой» для того, чтобы согласиться на условия Кремля в отношении Донбасса. Конечно, у Путина есть немало агентов влияния внутри этой власти. Но даже в условиях глубокого и почти всеобъемлющего украинского либерализма говорить слишком круто вразрез с позицией Банковой украинские чиновники не могут. Другое дело — нардепы. Что бы не сказал Медведчук и представители его политсилы, забрать мандат у них будет крайне сложно.
При этом, получив в объективы телекамер представителей одной фракции Верховной Рады, которая контролирует около 10% голосов в парламенте, в Кремле на любых международных переговорах получают замечательный аргумент. Вроде того, что «господин Зеленский требует передать Украине контроль над границей до выборов, а вот господин Медведчук, который занимается «парламентским измерением» переговоров в «нормандскіой четверке», считает, что это абсолютно лишнее». Международную позицию Украины, которая до сих пор выглядела абсолютно консолидированной, попробуют немного расколоть, дав российский микрофон в руки Медведчука и ОПЗЖ. Ничего нового.
Другой положительный для Путина момент заключается в том, что вчера, фактически умножив на ноль конституцию и политическое устройство своей страны, он продемонстрировал имитацию готовности к каким-то договоренностям с Украиной. Нет, не с Украиной, конечно, а со своим кумом, который на российские деньги слепил себе фракцию в парламенте – но это, конечно, подробности, которых российский зритель и не заметит, и не оценит.
Виктор Медведчук – это последний реальный актив Путина в Украине. При этом, конечно, это не политический, а медиа-актив, который не может ничего другого, кроме как осваивать средства и торговать лицом.
Все, что может сделать Путин с помощью этого актива – это продемонстрировать российской аудитории картинку «украинские бояре приехали на поклон к русскому царю». Что особенно приятно и нужно в тот день, когда Путин официально стал царем.
Именно такой сценарий и был продемонстрирован на этой неделе.
Роман Федюк / Depo.ua