Вспышка уханьского коронавируса в Италии практически не оставляет сомнений в том, что приход китайской заразы в Украину – это лишь вопрос времени, а новосанжарский кейс гарантирует, что встреча нашей многострадальной страны с коронавиросом будет иметь, помимо медицинских, еще и серьезные политические последствия.
Пока эвакуированные из Уханя коротают карантинные дни в новосанжарском санатории в компании с министром здравоохранения Зоряной Скалецкой, премьер-министр Алексей Гончарук призывает граждан не паниковать: дескать, вся Украина полностью готова реагировать на возможное появление болезни; а доктор Комаровский совершает показательный вояж в Новые Санжары с просветительской миссией, вирус подбирается к Украине все ближе и ближе. Несмотря на беспрецедентные карантинные меры, вирус вырвался из Китая, устроив новые масштабные вспышки болезни в Южной Корее, Иране и, что особенно тревожно для Украины, в Италии. Пока все выглядит так, что остановить коронавирус в нескольких резервациях уже не удастся, и украинцам не избежать встречи с ним. Все это подогревает в жителях нашей страны вполне прогнозируемые панические настроения, отчасти из-за страха перед неизвестной и потенциально смертельной хворью, отчасти из-за сложностей с наполовину реформированной медициной, которой практически не осталось в небольших провинциальных населенных пунктах вроде Новых Санжар.
На примере последних власть достаточно ясно увидела всю опасность и разрушительность народной паники и пытается как-то исправить положение. Однако и самоокарантинивание Скалецкой, и просветительская миссия Комаровского, и бравые отчеты Гончарука ситуацию не слишком сильно исправляют, в том числе и из-за постоянных ошибок, допускаемых властью. Возьмем, к примеру, министра здравоохранения. Ее уход в обсервацию к эвакуированным задумывался как яркий и смелый поступок – он должен был продемонстрировать отсутствие какой бы то ни было опасности для жителей Новых Санжар, которым приходиться сосуществовать в одном городе с потенциально инфицированными. Но на практике все получилось достаточно нелепо. Само по себе решение министра бросить свое рабочее место во время надвигающейся эпидемии далеко не самое рациональное, но в целом просидеть в карантине 14 дней достаточно несложно. Однако и тут Скалецкая умудрилась натворить странного. Пробыв в карантине пару дней, она решила покинуть санаторий, чтобы «пообщаться с людьми». То есть в глазах простого обывателя она теперь играет роль «переносчика заразы» из карантина во внешний мир. Да, Скалецкая не живет с эвакуированными на одном этаже и никак лично не контактирует, никакого риска заразиться от нее ни у кого нет, но все это теперь нужно дополнительно объяснять и без того перепуганным жителям Новых Санжар, да и всей Украины тоже. Куда проще было бы на время карантина от «хождений в народ» просто отказаться, чтобы не сеять лишнюю панику.
Впрочем, к панике населения свою руку приложил и лично президент Владимир Зеленский, когда накануне возвращения эвакуированных пригрозил чиновникам поселить потенциальных носителей вируса в их особняках в Конче-Заспе. В качестве наказания за нежелание принимать людей из Китая.
Что же касается Гончарука и его заверений о полной готовности ко встрече с вирусом, то они тоже не вселяют оптимизма. То, что «наши специалисты наблюдают за развитием ситуации», работает «национальный штаб» и введена «дополнительная процедура контроля» на рейсах из стран со вспышками вируса, есть «бригады инфекционистов» и «определены больницы, которые готовы принять людей» – далеко не все, что хотели бы услышать простые граждане, чтобы успокоится.
Людям в первую очередь важно знать, как именно передается вирус и что сделать, чтобы избежать заражения, что будет предпринимать власть в случае появления очага инфекции в Украине, какие будут карантинные мероприятия, готова ли наша медицина к увеличению количества случаев пневмонии, вызванной коронавирусом, есть ли достаточное количество защитных костюмов, специальных масок и оборудованных изолированных боксов для содержания больных. Отчасти этот пробел пытается ликвидировать Комаровский, но ввиду специфики своей деятельности – а он педиатр и блогер, а не представитель власти – всей информацией доктор просто не владеет.
Так что, когда коронавирус доберется до Украины, серьезной паники избежать уже не удастся, а учитывая, что наша власть оказалась категорически не готова ни организационно, ни информационно даже к такой простой процедуре, как эвакуация нескольких десятков человек из Китая, есть все основания предполагать, что паника при вспышке вируса уже в Украине может вылиться в крайне масштабные деструктивные акции. И виновных во всей этой ситуации народ будет искать не среди себя, а среди власти. Каким бы мужественным не выглядел уход Скалецкой на карантин, если через месяц окажется, что заболевших много, а врачей и мест их изоляции не хватает, министра будут ненавидеть посильней, чем ее предшественницу Ульяну Супрун. И не только простой народ, но и коллеги по «Слуге народа». Им ведь тоже нужно будет на кого-то спихнуть всю ответственность. Так что шансов у Скалецкой пересидеть коронавирус в кресле министра очень не много.
Все тоже самое справедливо и для премьера Алексея Гончарука, который вместе с министром здравоохранения – идеальные кандидаты на громоотвод для Зеленского в случае, если коронавирус натворит дел в Украине. А с ними можно будет показательно покарать и губернаторов областей, где случится вспышка, и нескольких чиновников помельче. Собственно, первая политическая жертва коронавируса в Украине уже есть. Губернатор Тернопольской области, где также были волнения из-за слухов о размещении эвакуированных из Уханя, Игорь Сопель уже благополучно отправлен в отставку. И хотя заявление об отставке Сопель написал сам, Зеленский в официальном сообщении о его отставке прямо указал, что тот уволен из-за «в связи с ситуацией, возникшей на Тернопольщине из-за эвакуации из Китая граждан Украины, и неудовлетворительной работой облгосадминистрации по информированию населения об эпидемиологической безопасности».
Но и лично для Зеленского и его рейтинга история с коронавирусом не пройдет бесследно. Пока он еще более-менее защищен украинской привычкой искать плохих бояр при вере в доброго царя, но эта вера далеко не вечная, и тенденция потери популярности для «народного президента» уже наметилась. Так что вполне может случиться так, что вместе с коронавирусом украинцы получат еще и прививку от Зеленского. И народный любимец с 73% поддержки после вспышки китайской инфекции окажется объектом всеобщей ненависти.
Виталий Дяченко / Деловая столица