неділя, 6 жовтня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Компромисс с Венгрией: Какую цену Зеленский заплатит за сотрудничество с НАТО Похоже, в команде действующего президента Украины готовятся к геополитической победе. Ради которой придется пойти на не до конца понятный сейчас дипломатический «обмен» с непростыми внутриполитическими результатами

Острая фаза конфликта между Киевом и Будапештом возвращается к хронически «смягченному». Признаками этого процесса стало восстановление работы до того семь лет как мертвой межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, дискуссии о необходимости строить новые пропускные пункты на границе, а также намеки Будапешта на возможные кредитные линии для Киева. Ну и, наверное, самым главным пунктом в этом списке были планы провести встречу глав государств – в процессе которой в ходе, взаимных, уступок достичь какого-либо заметного дипломатического прорыва.

Демографическая ловушка: Почему Будапешт готов платить за то, чтобы венгры учили украинский

И вот, похоже, начали проступать очертания дипломатической победы, на которую рассчитывает нынешняя партия власти в Украине. Нардеп из фракции «Слуга народа» Ирина Верещук сообщила, что «комиссия Украина-НАТО, к сожалению, на данный момент заблокирована, но мы вопрос решаем. Уже есть понимание у стран-членов НАТО, как выйти из этого положения».

При этом «выход из состояния» запланирован уже через два-три месяца. «Мы надеемся, что в мае текущего года, когда пройдет Парламентская ассамблея НАТО в Украине, а это будет беспрецедентное действо… мы сможем решить вопросы, которые нас беспокоят. Главное, что мы видим практическое измерение, как это сделать в законодательном поле», – сказала Верещук.

Не надо быть Збигневом Бжезинским, чтобы догадаться, что разблокирование работы комиссии Украина-НАТО сейчас зависит от одной-единственной страны – Венгрии. Которую, в свою очередь, все же интересуют изменения в законодательном поле Украины. В законах о языке и общем среднем образовании, с критикой которых Будапешт выступает давно и бескомпромиссно. Параллельно с тем существует и целый ряд более мелких конфликтов – наподобие давления СБУ на фонд Эгана Эдэ, используя который закарпатские венгры получали грантовую поддержку и против которого завели дело по «финансированию сепаратизма». Или же использование «украинского вопроса» в отношениях Будапешта и Москвы. Но эти конфликты можно решить и без вмешательства в это самое «законодательное поле».

Сенсация от Москаля: Венгрия массово забирает паспорта у украинцев?

Косвенным признаком того факта, что действующая властная команда готовится к какому-то успеху, связанному с сотрудничеством с НАТО, очевидно, является тот факт, что, согласно сегодняшнему заявлению гендиректора по вопросам обороны офиса украинского президента Апаршина, в течение двух-трех месяцев появится военная стратегия Украины. В которую официально внесут курс Украины на членство в НАТО. Если бы при этом на Банковой не были уверены в том, что сотрудничество по линии Украина-НАТО удастся восстановить, такой шаг выглядел бы как минимум странным.

В то же время, вопрос относительно того, на какие именно уступки Банковая готова пойти в конфликте с Венгрией, пока остается открытым. Поскольку к полной капитуляции в отношении языкового и образовательного законов команда Зеленского даже осенью была явно не готова и нет никаких причин для немедленной смены позиции.

Нужна ли украинским венграм «большая Венгрия»

В Будапеште, кроме того, за годы конфликта должны понять, что лобовое давление на Украину не приводит к немедленным и желаемым последствиям, поэтому логичным был бы поиск некого компромисса. Кроме того, недовольство Вашингтона и остальных членов НАТО позицией Будапешта, которое усилилось в последние полгода, тоже должно было оказать влияние на позицию Витора Орбана. Поэтому вполне вероятно, что в мае мы и увидим действительно компромисс. Который избиратели Зеленского истолкуют как «однозначную победу», а электорат оппозиционных политсил – как «очередную зраду». Вопрос лишь в том, какими будут реальные результаты данного компромисса для нацбезопасности.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим